11-03-18

Политика

Точка невозврата

В Дзержинске коммунисты не переиграли партию власти

Как это часто бывало в последние годы, выборы в Дзержин­ске представляли собой специфический, отличный от общеобластного, интерес. В городе химиков соревновались между собой не столько «единороссы» и коммунисты, сколько нынешние муниципальные власти с теми силами, кто управлял городом ещё совсем недавно. Говоря спортивным языком, первый тайм матча закончился со счётом «один-один». Второй тайм состоится в декабре на выборах в Государствен­ную думу.

Партия и Сопин — близнецы, но не братья

Мэром города в минувшем октябре стал политик, аккумулировавший протестные настроения горожан. На осенних выборах Виктор Сопин выступал как самовыдвиженец, потому что, как сказал один известный нижегородский политолог, «в «Единой России» пряников на всех не хватает». Многие дзержинцы, голосовавшие осенью против партии власти как таковой, одновременно делали ставку на оппозиционно настроенного Виктора Сопина. Весной ситуация изменилась с точностью до наоборот — Сопин возглавил местное отделение «Единой России» и пошёл на выборы как главный «единоросс» города. Мэрские политтехнологи, как сейчас выяснилось, немного наивно полагали, что выигравший осенние выборы политик сможет за счёт личностного ресурса добыть дополнительные голоса для партии власти весной. Предполагалось, что если горожане в октябре полюбили Сопина-самовыдвиженца, то до кучи «схавают» в марте и Сопина-«единоросса». Ради высоких партийных целей региональный политсовет «Единой России» даже провёл показательную порку, исключив из партии накануне ­выборов бывшего мэра города Виктора Портнова и его небезызвестного родственника Павла Воронина. Дескать, смотрите, уважаемые дзержинцы, партия власти очистилась от «балласта» и теперь готова во главе с новым мэром к штурму новых выборных высот! Но не тут-то было. Изгнанные из партии бывшие хозяева города стали де-юре подыгрывать коммунистам. И фактически добились своего: в Дзержинске «Единая Россия» и КПРФ набрали практически равное количество голосов — партия власти набрала 34,3%, КПРФ — 33,8%. Из двух дзержинских одномандатных округов «единороссы» праздновали победу только в одном — действующий депутат Валерий Осокин остается в областном парламенте ещё на один срок. А вот в округе, от которого избирался депутатом Заксобрания Виктор Сопин, победил мало кому известный в городе коммунист Александр Терентьев. Он одержал победу там, где его соперником был «единоросс», директор завода имени Свердлова Вадим Рыбин. Нечасто в российской действительности руководители крупных предприятий проигрывают борьбу в округах. Конечно, Рыбин не дзержинец, и этот фактор сыграл свою негативную роль в его поражении. С другой стороны, очень хочется надеяться, что избиратель перестаёт быть послушной игрушкой в руках всемогущих политехнологов, легко доказывающих, что «чёрное» является белым и наоборот. Как выяснилось, административный ресурс не так уж силён, как кажется многим.

Час-икс

«Наша задача на мартовские выборы в Законодательное собрание — поднять результат партии, который она показала в октябре, — заявил в ноябре прошлого года в интервью «Новой» в Нижнем» Виктор Сопин. — Как за счёт идеологии, так и за счёт реальных шагов, которые мы сможем предъявить на выборах в марте. Конечно, 60% на мартовских выборах партия в нашем городе не наберет, но 45—50% голосов избирателей мы сможем набрать».Увы, но и названая мэром планка не была взята.

«Результаты выборов — это тревожный сигнал в отношении правящей партии», — заявил Виктор Сопин на следующий день после голосования 13 марта. Результат «единороссов» в городе химиков «свидетельствует о росте протестного голосования, причём в большей степени, чем прогнозировалось. Но такой факт нельзя расценивать, как ­негативное явление. Позитив результатов этих выборов в том, что пробил набат». По словам мэра, в ситуации роста цен на продукты питания, повышения коммунальных платежей «любая партия, которая была бы у власти, стала бы терять очки».

Виктор Сопин заявил, что расценивает результат КПРФ «не как свидетельство вспыхнувшей любви жителей города к КПРФ, а как протест. Но стоит помнить о том, что на протесте можно заиграться до того, что к власти реально придет КПРФ. Нужна ли власть самой КПРФ? Очень сильно в этом сомневаюсь».

Двойственная позиция дзержинского мэра, который одновременно хочет выглядеть и демократом-модернизатором, и консерватором-охранителем, видна, что называется, невооруженным глазом. Возможно, такая двойственность заложена в самом правящем страном тандеме Медведева-Путина, каждый из участников которого работает в собственной электоральной нише. Однако в таком случае чиновники на местах (и Виктор Сопин здесь не исключение) просто вынуждены сидеть на двух стульях. Что и говорить, поза не самая удобная для движения вперёд.

Выводы умные и глупые

У первого секретаря дзержинского обкома КПРФ Сергея Лескова своя версия результатов завершившихся выборов.

— Коммунисты провели компанию честно, — говорит Лесков. — Имея на руках компрометирующий материал на руководителей города, мы ни разу не вспомнили фамилию Сопина, а также кандитатов-«единороссов» по одномандатным округам Осокина и Рыбина. Чего нельзя сказать о наших соперниках — это было и нечестно с их стороны. Возможно, жители и голосовали протестно. Но главное, что они увидели, что «Единая Россия», она не просто не может, а скорее, не хочет бороться за чистоту и порядок в городе. Мы увидели, насколько морально опустошенным стал наш народ. Люди за 200 рублей продавали совесть, бежали голосовать за «хвост селедки». Причем этот беспредел происходил под прикрытием силовых структур, в частности, милиции. Разговоры о том, что на нашей стороне играли члены команды Воронина-Портнова — это предвыборная технология «единороссов». Шесть месяцев назад именно коммунисты ­отстранили эту команду от управления городом и объяснили жителям, что «все медведи из одной берлоги» — что Сопин, что Портнов. Даже если бы Портнов и Воронин захотели бы вступить в КПРФ, мы бы их не приняли. Да, у нас есть в команде люди из бывшей команды Воронина, например, Олег Аранович. Жители, увидев, что наши ряды полнятся молодыми энергичными предпринимателями, пошли за нами.

Конечно, Сергей Лесков как минимум лукавит. Аранович официально засветился в дзержинской коммунистической тусовке. В то же время дуэт Портнова–Воронина благоразумно решил этого не делать, а вести боевые действия из засады. Потому что главная борьба ещё впереди. Находясь у власти, члены команды Воронина-Портнова захватили лакомый кусок экономики города — сферу ЖКХ. В Дзержинске (как, впрочем, и в Нижнем Новгороде) сложилась парадоксальная ситуация — у власти в городе находится одна команда, а «коммуналкой» рулят сторонники команды, проигравшей на выборах в октябре. Как ни убеждай горожан, что ЖКХ сегодня в частных руках, всё равно дзержинцы привычно списывают все огрехи «коммунальщиков» на действующую власть. Коммунальная война в городе не закончена. Продолжение военных действий мы, вероятно, увидим ближе к декабрьским выборам в Государственную думу. В городе, как и по всей стране, растут протестные настроения. Мэр Виктор Сопин прекрасно понимает, что одно дело — оседлать протестные настроения электората, и совсем другое — быть властью самому.

«Единая Россия» должна сделать выводы из произошедшего. Причём, выводы умные. Известный политолог Сергей Кочеров в своём комментарии для одного из аналитических интернет-порталов ёмко сформулировал те мысли, к которым партия должна бы прийти в ходе осмысления выборных результатов: «Партии власти надо отказаться от роли вальяжного барина, который строит свою агитацию на телевизионной картинке, убеждающей избирателей, как много «Единая Россия» делает для него сейчас и как гораздо больше сделает в будущем. Только выводы можно сделать умные и глупые. Глупые — это как раз сказать, что вот здесь не доработали, здесь не мобилизовали, здесь провалили явку или ещё что-то». В общем, пришло время меняться. И как можно скорее. Мы это понимаем, а как обстоят с этим дела собственно в партии?

Сергей Анисимов