№31 (1734), 25.03.2011

Спорт

Поражения как неизбежность

Итоги зимнего сезона

Для нижегородского спорта зима была малоприятной. В самых значимых соревнованиях мы закономерно оказывались в пролете.

Если ситуацию в нижегородском спорте не менять — неудачи будут обычным делом

Хоккей с шайбой

О провале «Торпедо» в Континентальной хоккейной лиге мы уже рассказывали и называли причины этого. Заправляя делами в богатом клубе, генеральный директор Сергей Колотнев и главный тренер Владимир Голубович переоценили свои силы. Прежде всего, наделали ошибок в комплектовании команды. И хотя Колотнев — человек Валерия Шанцева, играющего важнейшую роль в правлении ХК «Торпедо», он всё же подал в отставку. Потому что результата от его работы не было ни в прошлом, ни в нынешнем сезоне. Заявление об уходе написал и Голубович, так что теперь этих выходцев из столичного «Динамо» в нашем клубе нет.

Председателем правления ХК «Торпедо» полторы недели назад был избран президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин (болеющий за хоккей человек, только в солидном уже возрасте), генеральным директором утверждён Андрей Осипенко, а генеральным менеджером — известный по работе в казанском «Ак Барсе», но последние шесть лет остававшийся не у дел Виктор Левицкий. Им вместе с новым тренерским штабом предстоит попытка поднять «Торпедо». Причём Пугину с Осипенко надо думать не только о том, чтобы лучше играла команда мастеров: что-то нужно, наконец, делать и с детско-юношеской школой «Торпедо», которая давно перестала приносить результат. Команде мастеров школа не дает полноценного пополнения. Что получится у нового клубного руководства — гадать не будем. Лучше обратимся еще раз к персоне Сергея Колотнева.

В 2006 году в Нижний Новгород перевезди женский хоккейный клуб «СКИФ», базировавшийся в столице. В этом клубе Сергей Иванович президентствует по сей день. Деньги туда вбухиваются очень приличные, но ради чего? Похоже, ради удовлетворения собственных амбиций Колотнева. Не секрет, что женский хоккей в России слабый, неинтересный, а почитателей у него — единицы. В национальном чемпионате выступают только шесть команд, и лишь две из них способны бороться за золотые медали. Так вот, на прошлой неделе на льду Дворца спорта профсоюзов (директором которого тоже является Колотнев) нижегородская команда потерпела три закономерных поражения от подмосковного «Торнадо» и потеряла чемпионский титул. А в феврале, выступая в Швейцарии, она не смогла выиграть Кубок европейских чемпионов. Тогда Колотнев списал всё на нелепые ошибки вратаря Валентины Островлянчик в начале матча с финским «Ильвесом», хотя, думается, это примитивное объяснение. Просто команда, привыкшая побеждать в России (и почти всех — на одном коньке), оказалась не готова к трудной борьбе.

При этом «СКИФ» остаётся чужой для нижегородцев командой. Ни одной воспитанницы местного хоккея там нет, играют спортсменки из других регионов. Причем получают немалые деньги. Но за что их нужно было платить, например, финке Анне Ванхатало, если в итоге она оказалась «третьем лишним» голкипером? И отработала ли своё бывший лидер нашей сборной Екатерина Смоленцева, если после перерыва в карьере она приехала к нам в плохой форме?

Короче говоря, Сергей Колотнев потерпел крупные неудачи на трех фронтах — в КХЛ и в двух женских турнирах. И по идее, за поражения «СКИФа», в котором он каждый год меняет тренеров, тоже нужно отвечать. Хорошо бы ещё знать, какой именно бюджет выбил Колотнев для своего клуба. Вероятно, деньги, которые там тратятся, очень пригодились бы для развития какого-то другого вида спорта — к примеру, хоккея с мячом.

Хоккей с мячом

«Старт» в Нижнем Новгороде ценят, уважают и любят. Не раз он становился призёром чемпионатов страны, однако это — в далеком прошлом. Сейчас команда живет скромно. В прошлом году, имея 11-й по размерам бюджет в высшей лиге, она заняла как раз 11-е место. Зато в этом сезоне, практически при том же бюджете, шагнула вверх. В регулярном первенстве «Старт» финишировал девятым, после чего в первом раунде плей-офф одолел новосибирский «Сибсельмаш» и в итоге остановился на восьмой позиции (лучший результат за последние шесть лет). А вот соперничать в четвертьфинале с грандом, клубом «Динамо-Казань», было не под силу. Как следствие, неизбежные крупные поражения — 4:10, 5:10.

— Перед чемпионатом нам не хватает практики на большом льду, — сетует главный тренер «Старта» Алексей Дьяков. — Ведущие клубы проводят до трех сборов в Швеции, участвуют в Кубке мира, в других престижных предсезонных турнирах. Это большое подспорье для команд. А у нас ставится задача не «провалиться» и не споткнуться в первый месяц, а уже после Нового года набирать обороты.

— Есть ли перспективы в плане приобретения новой ледоуборочной техники для стадиона «Старт»? — продолжает Дьяков. — Мы постоянно контактируем по этому поводу и с руководством «Старта», и с руководством города, в чьей собственности находится стадион. Бывает, после той или иной газетной статьи с критикой состояния ледового покрытия на нас даже обижаются, но что тут поделаешь? Ведь и хоккеисты тоже имеют обиды, когда мы предъявляем им претензии по поводу неточных передач и вообще брака в игре. А многое идёт от качества ледового покрытия. Всё упирается именно в отсутствие техники. По-моему, на этом уровне оснащения остались только «Старт» и ульяновская «Волга». Сейчас идут переговоры о реконструкции стадиона, к 2014—2015 году здесь планируется всё ломать и переделывать. Входит в планы и каток с искусственным льдом. Но пока это только планы. И потом, сейчас уже новые веяния — необходим крытый каток. А у нас нет даже открытого катка с искусственным ледовым покрытием…

Скоро у коренного нижегородца Алексея Дьякова, покинувшего сытую Швецию ради работы с родным «Стартом», прибавится головной боли. Со следующего сезона Федерация хоккея с мячом России вводит правило, согласно которому каждый клуб Высшей лиги должен будет иметь молодежную команду. На её финансирование потребуется минимум 10 млн рублей. И бюджет главной команды этими деньгами не пополнится. Но увеличивать его нужно.

— Чтобы бороться не то что за медали, а за высокие места, нужно приглашать игроков уровня сборной, — утверждает главный тренер «Старта». — Как минимум, три-четыре кандидата в сборную России должно быть. Но нам такие хоккеисты не по карману.

Заметим, что в Нижнем Новгороде растят перспективных юношей, которые добиваются успехов во всероссийских соревнованиях «Плетёный мяч». Увы, в дальнейшем рост игроков останавливается. Не исключено: это происходит потому, что будущее команды мастеров вызывает у них сомнения.

Индивидуальные дисциплины

Здесь на международном уровне больших достижений не было. Возьмём лыжные гонки: саровчанин Пётр Седов набирал очки в зачет Кубка мира, но занял он лишь 20-е место. В Кубке мира по прыжкам с трамплина нижегородцы Павел Карелин и Денис Корнилов показали 23-й и 36-й результаты. Карелин, правда, стал вторым на этапе престижного «Турне четырех трамплинов», но это оказалось единичным событием. На чемпионате мира по лыжным видам спорта не проявили себя ни Карелин с Корниловым, ни Седов с сормовским марафонцем Сергеем Ширяевым. Все они были далеки от наград. Так же, как и в Кубке мира по шорт-треку — Евгений Козулин. Он завоевал серебро на чемпионате Европы в эстафете, но командные состязания — это немножко не то, по сравнению с личными.

На финише сезоне приличную скорость продемонстрировал 30-летний конькобежец Дмитрий Лобков. На чемпионате мира он замкнул пятёрку лучших в беге на 500 метров, в финале Кубка мира (дистанции 500 и 1000 метров) занял четвёртые места. Но до этого у нашего спринтера многое не получалось, поэтому в итоговом зачете Кубка мира он был лишь девятым (500 метров) и десятым (1000). К своим поражениям Лобков уже приучил на протяжении ряда сезонов.

В фигурном катании, биатлоне, горнолыжном спорте у нас просто никого нет… Из подрастающих нижегородских спортсменов вряд ли кто-то «выстрелит» на международном уровне в ближайшее время. Ну, разве что в лыжных гонках можно ждать пополнения, в первую очередь за счет наработок в Сарове, где для продвижения этого вида спорта созданы хорошие условия.

Катки, лыжные и биатлонные трассы у нас не строятся. Комплекс трамплинов «строится» уже долго. Горнолыжные трассы — только для состоятельных людей. Условия для развития, говорите? Что касается ФОКов, то в них теоретически можно «растить» фигуристов и хоккеистов. Однако подходят они, прежде всего, для общей физической подготовки, а не для подпитки профессионального спорта. Между тем, чиновники часто говорят, что профессиональные спортсмены очень нужны области как ориентиры для детворы. Но для того, чтобы появлялись ориентиры в зимних видах спорта (и во многих летних — тоже), делается, мягко говоря, недостаточно. А значит, и поражения будут неизбежностью.

Алексей Астахов