11-03-25

Культурный слой

Зов металлического рок-н-ролла

«Рок-Синдром», группа, ведомая гитаристом и певцом Сергеем Горбуновым, была едва ли не первой металлической группой в Горьком. Во всяком случае, кроме неё на I-м горьковском рок-фестивале (октябрь 1986 года) «металл» никто не играл. Правда, выступал «Рок-Синдром» не в конкурсной вечерней программе, а открывал дневные «Рок-мастерские», но шороху в любом случае нагнал порядочно. Пацаны вышли на сцену все в чёрном, проклёпанные с ног до головы, увешанные цепями, а у басиста был браслет из бритв. Испуганные организаторы фестиваля на второй песне попытались отрубить звук, но мониторную линию на сцене отключить не смогли, и группа доиграла программу до конца.

Спустя полгода «Рок-Синдром» дал в ДК Орджо­ни­кидзе свой первый сольник, ещё более угарный, чем фестивальный дебют. Мне он запомнился тем, что во время песни «Мы выдержим всё» музыканты бросили в зал американский флаг, который фанаты растерзали за считанные секунды. Сам Горбунов те подвиги «Рок-Синдрома» сегодня вспоминать не любит.

 

Ты не хотел убивать.

Ты думал, что способен лишь

дарить цветы,

Что повезёт тебе опять.

Но это знать никто не мог, ни я, ни ты.

Идущему вперед — пуля в живот.

Взлетает ракета — ложись.

Каждый из нас многих убил, но вот —

Нас целиться заставляет жизнь.

Мы выдержим всё,

Что нам судьба не пошлёт…

 

Впервые Сергей взял гитару в пионерском лагере, и в первый же день разбил в кровь большой палец на правой руке — о медиаторах тогда ещё ничего не знал. Однако перемотав палец изолентой, продолжил свои занятия. Дома пробовал сколотить гитару из фанерного ящика и вратарской клюшки. Лады делал из проволоки. А первая его песня была про мустанга-иноходца, умирающего в загоне с мечтой о свободе. До «Рок-Синдрома» Сергей успел переиграть в нескольких школьных и студенческих командах.

Музыку Горбунов не бросил. Окончил музучилище. Входил в различные аккомпанирующие составы и даже некоторое время играл в «Коррозии металла». В 98-м возродил «Рок-Синдром», который сегодня существует в форматах дуэта и трио.

«Я твоя галлюцинация»

— Как-то я тебя выпустил из поля зрения… Лет, наверное, семь не виделись. Первое, что меня удивило, вы теперь вдвоём с басисткой Алёной Полтавской выступаете. Ты её сам играть на басу научил?

— Алёна — спортсменка, комсомолка и просто красавица. Куда бы мы ни приезжали на гастроли, все уверены, что она в группу пришла из модельного бизнеса. Российская Сюзи Кватро! Алёна с детства играла на гитаре — сама выучилась. Школьницей увидела Оззи Озборна на концерте в Лужниках и поняла, что обожает тяжёлую музыку. Сидела за партой, на которой было ножом вырезано название «Рок-Синдром». На одном из выступлений Удо Диркшнайдера Алёна поймала медиатор басиста Фитти. Можно сказать, что всё было предопределено. После этого начала играть на бас-гитаре. Пять лет назад стала участницей «Рок-Синдрома». Обожает именно бас-гитару. Играет на безладовом инструменте, чтобы ногти об лады не обломать. Девушка дисциплинированная, репетиции не пропускает, к тому же занимается администрированием группы. Обычно мы играем втроём: гитара-вокал, бас, барабаны. Но инструментальную программу — вдвоём, она с очень сложными сэмплированными барабанными партиями.

— Как раз на сайте «Рок-Синдрома» я прослушал несколько инструментальных сюит, где ты переигрываешь (так и хочется сказать «кабацкий репертуар») «Цыганочку», «Валенки», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Смуглянку-молдаванку»… Как возникла идея подобной программы? Ведь это совсем не металл.

— Мы не ограничиваемся определёнными жанрами и стилями. Инструментальная программа — симбиоз современных ритмов, биг-бэнда, академического оркестра, военного оркестра, народного коллектива и рок-группы. Включает в себя виртуозные гитарные пьесы — «Оду к Радости» Бетховена, Gaudeamus, «Полёт Шмеля», «Яблочко», «Катюшу», «Гимн России», «Арию Мефистофеля», марш из «Щелкунчика», «Прощание славянки», «Я шагаю по Москве»…

— Что осталось в «Рок-Синдроме» от тех угарных юных металлистов, что дали жару на I-м горьковском рок-фестивале?

— Главное — это дух рок-н-ролла. Наш новый хит называется «Зов рок-н-ролла». По-другому не отвечу, может, другим человеком теперь стал. Эпизоды в моей жизни уже иные — мы должны были на Красной площади играть на День студента, а из-за взрыва в Домодедово концерт отменили…

— Выступление на Красной площади — это круто? Наверняка что-то проправительственное…

— А когда это было не круто? Я высокопрофессиональный музыкант-виртуоз, а не самодеятельный рокер. У меня в дипломе написано «артист эстрадного ансамбля по классу электрогитары». Послушай песню «Зов рок-н-ролла» — всё там!

 

Дух свободы, зов рок-н-ролла,

Они по жизни тебя вели в обход закона.

Дух свободы, зов рок-н-ролла,

Тебя по жизни вперёд несли

под рёв мотора…

 

— Так я слышал эту песню. Но мне кажется, что дух свободы и выступление на Красной площади как-то не рифмуются. Либо то, либо другое…

— Если это не совмещается, то я — твоя галлюцинация. У меня песни сами собой пишутся, я их не вымучиваю, потому что не Сальери, я просто, подобно Моцарту, доверяю чувству — нравится или нет. Если нравится, то запишу и буду играть. Я играю весь спектр музыки — академическую, джаз, рок, народную. Всё это гитарная музыка в моем исполнении. А ты меня пытаешься заложить в «маленькую коробочку». Ты ведь сам играл и в «Хронопе», и в достаточно попсовом проекте «Замша». И должен бы знать, что артисты играют и у ментов, и у бандитов. Я в девяностых отыграл на Днях победы и Днях города, работал в филармонии. Рок — лишь часть меня. Одна из. А политику не обсуждаю. Послушай ещё песни «Мы уедем в Рок-н-ролл» и «Рождённый Свободным» — они давно стали хитами в стране. Наверное, неспроста.

 

Его с рожденья звали сукин сын,

Он любил лишь рёв машин,

Дом, где родился как тюрьма,

Дорога Родиной была.

Дорога — Рай и Ад, и Бог,

Не знал оков, не знал замков.

Когда подрос, набрался сил,

Послал подальше этот мир.

Струны, медиаторы и школы

— Я не умаляю твой профессионализм. Читал, что у тебя вышла именная школа игры на гитаре. Как пришла в голову подобная идея?

— Школу игры на гитаре предложила мне написать Светлана Кукина, она обещала, что «Сети НН» помогут её выпустить. Это было в начале девяностых. Тогда ничего не вышло, и работа лежала «в столе». Пять лет назад на меня вышла фирма «Эмузин», они выпустили именные струны под маркой «Рок-Синдром». У них ещё есть своё издательство. И когда узнали о моей школе игры на гитаре — выпустили её. Естественно, с аудио-приложением. Там немало примеров из репертуара «Рок-Синдрома». Есть и «Полёт шмеля», и Moto Perpetuo Паганини, которые я играю по сей день. Основывался я на классических учебных пособиях, которые ранее сам изучал. Следом мне предложили написать школу игры на бас-гитаре с акцентом на использование медиатора. У меня бас-гитара была дополнительным инструментом по образованию. Эта книга тоже вышла. Писать школы было для меня легким занятием. Они уже были в голове в практически готовом виде. Нужно было только перенести на бумагу.

— О каких струнах идет речь? В чём состояло твоё участие в их разработке?

— Именные струны «Рок-Синдрома» — уникальное явление для России, до сих пор именных товаров у российских музыкантов практически не было. Только у Манякина, барабанщика «Кипелова», есть именные палочки. Струны выполнены по моим и Алёниным личным характеристикам. Мы выбирали материал — сталь, никель и прочее, а также диаметр струн. С «Эмузина» нам присылали образцы, мы ставили их на гитары и играли, пока не находили оптимальный вариант. Пять лет играем только на них.

— Ты сказал, что твои песни стали хитами. Вот это я не совсем понимаю. Хит — это когда в радио — и в телеротации. А что ты считаешь хитами?

— На радио «Байкер ФМ», это наш формат, «Мы уедем в Рок-Н-Ролл» и «Рожденный Свободным» — хиты.

— Насколько я знаю, продаются медиаторы с твоими рисунками. Ты и рисовать умеешь?

— Их выпустила та же фирма. Я лишь в роли художника выступил. Попросили создать эскизы. Я уже по выходу узнал, какие из рисунков отобраны. А рисовать умею — в своё время вместе с нашим клавишником из старого «Рок-Синдрома» Алексеем Аникиным учились на архитектурном факультете. Для архитектора рисование всегда на первом месте. В институте пятёрки по рисованию были.

— Скажи, а выпустив свои струны и медиаторы, можно разбогатеть?

— В России шоу-бизнеса нет. Артисты зарабатывают только на концертах. Вся эта продукция в качестве дохода рассматриваться не может.

— Ты говорил, что ваше выступление на Красной площади сорвалось. Но ведь День студента приходится на январь. Неужели выступали бы на морозе?

— «Рок-Синдром» на морозе не раз выступал. Помню, этому удивлялись, как и ты, скульпторы по ледяным фигурам. Мы давали концерт на Рождественском бульваре. Скажу так — мастерство не пропьёшь!

Вадим Демидов