11-04-01

Культурный слой

Молодая кровь и старые меха

В минувшую субботу группа Дмитрия Смирнова «Последний приют» справляла в Jamboree свой 23-й день рождения. Естественно, пройти такой длинный путь одним составом группе не удалось, не так давно в состав влились вокалистка Татьяна Каштанова и гитарист Александр Альпидовский. «Последний приют» приучил зрителя своих шоу к тому, что каверы — неотъемлемая часть их репертуара, однако на дне рождения группа презентовала свежий альбом «Hand Made», в который вошли собственные песни на русском и английском языках, а также инструментальные пьесы, сочинённые для фильма «Лишние» (криминальная драма режиссёрской работы Александра Кондратенко).

Дмитрий Смирнов

— Дима, вопрос прямо ко дню рождения… Всё это было не зря?

— Не нам судить. Если наше творчество интересно слушателям, значит, не зря живём. Мне самому музыка всё ещё приносит радость. Я в этом плане человек противный и неуживчивый — никогда не буду делать то, что мне не нравится. Перестала мне нравиться служба в армии за иностранную валюту — уволился, обрыдло быть солидным чиновником за солидную зарплату — тоже ушёл. Можно расценить это как легковесность, раздолбайство. Зато я счастлив.

— Я прослушал саундтрек к «Лишним». Как же это далеко от того, что вы обычно делали. Есть даже готическая тема… Таков был заказ режиссера?

— Мы и ранее работали над саундтреками. Два года назад сочинили песни к фильму «Золотая Лоза», так что в киносреде группу уже знают. На нас вышел режиссер Александр Кондратенко. Его первому фильму пригодилась лишь одна наша песня, а вот для следующей его работы «Лишние» мы сочинили и песни, и всю музыкальную подложку. Причем всю эту работу мы, заразившись энтузиазмом Александра, проделали в студии всего за один вечер. Это был потрясающий новый опыт — инструментальная психоделика. Режиссер говорил нам: сыграйте драку — и мы её играли так, как слышали (композиция «Impact»). Или «сыграйте мне сцену, в которой девушка ранним утром пьёт кофе» — и мы играли («Morning Coffee»). Всего было записано семь композиций.

— Мне думалось, что саундтрек должен состоять из узнаваемых музыкальных тем самих персонажей. Появляется главный герой — одна тема, героиня — другая тема…

— Нет, саундтрек должен иллюстрировать музыкально именно ситуацию, «картинку», а не актера.

— А слабо сделать целый русскоязычный альбом?

— Не слабо. Мы же их делали раньше, три или четыре, в конце девяностых-начале «нулевых». Теперь это пока нам неинтересно. Пожалуй, исключение — песня Саши Альпидовского на стихотворение Ильи Кормильцева (автор текстов лучших вещей «Наутилуса» — Прим. авт.) «За то, чего нет». Прекрасная поэзия Ильи требует не менее талантливой мелодии, и Саше удалось такую сочинить. У Саши есть ещё песни на стихи Кормильцева, может, и запишем целиком русскоязычный альбом. Вообще, мы рады, что Альпидовский пришёл к нам в группу.

Александр Альпидовский

— Откуда взялся текст Ильи Кормиль­цева?

— «За то, чего нет» — это одно из его стихотворений, которые в своё время не использовал Вячеслав Бутусов. На сайте «Наутилуса» до сих пор висит призыв «Хочешь быть Бутусовым — будь им!». Там же опубликованы тексты Кормильцева, и любой желающий может их использовать. Мы с друзьями лет десять назад начинали писать песни. Тексты наши были так себе. Нам нравились «Нау», а тут такие крутые тексты в свободном доступе. Подарок судьбы! Так появились четыре песни, одной из них и была «За то, чего нет». В прошлом году на акустическом фестивале я спел три старые песни с текстами Кормильцева. Дима Смирнов предложил их записать с «Последним Приютом».

 

У них есть слова, чтобы унизить тебя,

Ограбить тебя и раздеть,

Осмеять тебя и распять тебя,

У них есть и гвозди, и плеть,

Морщины и вены для твоей красоты,

Грязь для твоих чистых глаз.

Но то, что они называют тобой,

Для меня прозрачно как газ.

Они могут отнять у тебя всё, что есть,

Но не раскрыть мой секрет.

Я люблю тебя не за то, что в тебе,

А за то чего в тебе нет…

 

— И ты же ответственен за готичность звучания саундтрека?

— Да. Владислав Лисенков, лидер-гитарист «Последнего Приюта» был в командировке, и мне пришлось включить своё творческое видение. Например, в треке «Delirium» я просто импровизировал — получилось мутно и мрачно. Режиссёру понравилось.

— Я послушал твои демо. Там и хард-рок, и металл, и даже «подъездная» песня. Какие этапы ты как сочинитель и гитарист прошел?

— В семь лет я посещал школу искусств в ДК Свердлова, пел в вокальном ансамбле «Бусинки». Там, наверное, и была заложена львиная доля «готичности» (смеется). В школе подбирал мелодии на папиной семиструнной гитаре, которую и переделал в шестиструнную. Стимулировало то, что у друга тоже была гитара, и я стремился играть круче него. Мы много играли в две гитары и пели всякую матерную ерунду. Друг мне давал слушать альбомы группы Death, что подготовило почву для восприятия ещё более деструктивной музыки вроде Korn и Slipknot. В институте играл рок-альтернативу в группе Anima Rasa. А потом появилась группа инструментального прогрессивного металла с уклоном в джаз… Правда, выходило не ахти. Осенью 2008 года я пришёл на прослушивание в «Последний Приют». Тогда и началось настоящее становление меня, как гитариста. С такой музыки нужно было начинать учиться играть с самого начала.

— Я наблюдаю, что многие бывшие металлисты с возрастом приходит к поп-рок-стилистике и к исполнению каверов. Почему, как ты думаешь?

— В юности всегда тянет к чему-то яркому, жужжащему, хочется это разобрать, посмотреть, что же там дребезжит внутри. На то, чтобы разобраться, что и зачем жужжит, порой уходит вся молодость. В конце концов, некоторые понимают, что все это жужжало только для того, чтобы занять молодость этими сомнительными поисками. Разобрались, поняли, разочаровались — и по инерции пошли дальше что-то играть. Причем что угодно — только бы больше не жужжало (смеется).

Татьяна Каштанова

— Как ты попала в «Последний приют»?

— С Димой мы познакомились три года назад. Я откликнулась на его объявление в сети «Ищем таланты». По телефону Дима мне показался ровесником, но когда я на кастинге увидела больших взрослых дяденек, сердце дрогнуло. Ни одной вменяемой ноты я, кажется, так и не спела, и вердикт был таков: «Девочка, ты хорошая, но нам не подходишь». Погоревав с месяц, я сама разместила объявление с пометкой «вокалистка, ищу группу». Не прошло и двух дней, как мне позвонил Дима с предложением придти на кастинг. Он не понял, что я та же девочка, которой он уже отказал, и я решила вновь попытать счастья. Напоследок спросил: «А зовут-то тебя как?». «Оля», — выпалила я первое, что пришло в голову. Удивительно, но второй кастинг я прошла… Правда, на некоторое время я стала Олей Каштановой. Как меня зовут на самом деле, в группе узнали позже. Ну, не выгонять же…

— Когда ты впервые почувствовала тягу к сцене?

— Лет в 14. Милая история. Как и все девушки в этом нежном возрасте, я влюбилась в популярного певца и вообразила, что если я сама стану звездой, он меня заметит, и мы будем жить вместе долго и счастливо. А до этого со сценой я себя не связывала, и даже обижалась, когда мне пророчили карьеру Пугачёвой.

— Пугачёвой??? Кто пророчил?

— Пророчили учителя начальной школы, у которых поющая Таня вызывала умиление. В первом классе меня отобрали в хор. И его руководитель частным порядком давал мне уроки вокала. Но с тех пор вокалу я больше ни у кого не училась.

— Школа женского рок-вокала крайне разнообразна — от Дженис Джоплин до Эми Ли из Evanescence, от Сюзи Кватро до Кейт Буш. Кто из вокалисток для тебя ролевая модель?

— Признаться честно, регулярно переслушиваю альбомы Пинк в надежде научиться петь, как она. В принципе это осовремененный вариант Дженис Джоплин, саму Дженис я послушала — не моё.

— Ты в группе преимущественно поешь песни на английском. Когда-нибудь услышим в твоем исполнении русскоязычные песни? А еще лучше целую программу…

— Тем летом я для хард-рок-оперы «Ведьмы» нижегородского композитора Максима Варгина записала в студии заглавную партию. Других женских партий в опере нет. Там всё на русском. До работы над оперой, признаться, я о Максиме ничего не знала, однако могу сказать с уверенностью — вы о нём ещё услышите. Это моя первая серьёзная работа вне «Приюта». Сменить обстановку иногда оказывается действительно полезно, тем более если попадаешь в слаженную команду к интересным людям, которым есть, чему тебя научить.

Вадим Демидов