11-04-01

Общество

Почём в граде Китеже сотка?

Президенту Российской федерации Медведеву Д.А.

Губернатору Нижегородской области Шанцеву В.П.

Председателю Законодательного собрания Нижегородской области Лунину В.Н.

Главному редактору «Литературной газеты» Полякову Ю.М.

Главному редактору журнала «Знамя» Чупринину С.И.

Писателю Валентину Распутину

Писателю Алексею Иванову

Режиссеру Павлу Лунгину

 

Общественность и журналистское сообщество Нижнего Новгорода обеспокоено судьбой озера Светлояр. Власти Воскресенского района Нижегородской области вкупе с инвесторами затевают большое строительство в сакральном месте России. Инвестор А.В. Ежов вкладывает 17 миллионов рублей в строительство гостиницы в пойме р. Люнды, инвестор А.М. Сорокин готов вложить 70 миллионов рублей в строительство развлекательного комплекса (лыжная база, бильярдная, искусственный водоем и т.д.) хотя и за пределами охранной зоны озера Светлояр, но в границах так называемого «акустического коридора».

Кто не слышит колокола града Китежа, сможет послушать веселую музыку.

С высоких трибун звучат призывы к патриотизму, а памятник природы, истории, народной культуры, православная святыня, живая легенда России выставляется на продажу.

Слова «инвестиционная привлекательность» неуместны там, где душа народа встречается с Богом. Продажа светлоярской земли в частную собственность может иметь непредсказуемые последствия.

Судьба места притяжения сотен тысяч людей со всего мира, места, описанного и воспетого великими мастерами, — писателями, художниками, музыкантами, философами, места, по значимости соразмерного Олимпу, Кайласу, Гангу, не может решаться на районном уровне. Это место принадлежит человечеству.

Мы обращаемся к Президенту РФ, к губернатору Нижегородской области, к Законодательному собранию Нижегородской области, к писателям, политикам, журналистам, к российской интеллигенции: нужно немедленно объявить мораторий на все решения, касающиеся вмешательства в жизнь уникального памятника духовной культуры России, — до того момента, пока не будет разработан и принят специальный режим его охраны, документ, запрещающий аренду и продажу светлоярской земли в частную собственность, гарантирующий покой, тишину, радость души, свет разума на берегах и в окрестностях Светлояра.

П.И.Мельникову (Печерскому). Неотправленное письмо

Здравствуйте, Павел Иванович! Тут у нас показали фильм «В лесах и на горах». Смотрел только одну серию, ничего не могу сказать. Радует сам факт.

На Бугровском кладбище лежат мои родственники, сразу за старообрядческой церковью. Я обхожу церковь слева, где Ваша могила. Ни разу не видел, чтобы кто-нибудь навещал. В доме Вашем на Ульянова какие-то люди живут. Про то, что откроют музей, не слышно. Памятника тоже нет.

Я бы Вам поставил памятник на Откосе, чтобы Вы смотрели за Волгу, в леса, где Батыева тропа, Светлояр, Нестияр. Скитов не осталось, но старообрядцы живы. Эта трещина нескоро зарастет.

Летом на Светлояре полно народу. В ночь на Ивана Купалу и с хоругвями ходят, и венки плетут. Йоги, кришнаиты, рериховцы, андреевцы, язычники, раскольники, православные, безбожники сидят на берегу рядышком. Для старообрядцев Китеж был образом древлего благочестия, для нынешних Светлояр — храм духовного единения.

Озеро разлилось, прежнюю тропу затопило, новую замостили досками, ходить удобно, а чтобы ползали — не скажу, не видел.

Местные, районные власти про озеро думают постоянно. И вот что придумали: надо землю на Светлояре продавать, иначе озеру конец. Все, кому не лень, грязные, неумытые, лезут в него, не понимая, что перед ними — святыня, вокруг которой нужно со свечами ходить, крестам молиться. А они — в воду с головой. Запретить? Да как запретишь, их же тысячи. Значит, нужна альтернатива: гостиница, кафе, бильярд, лыжная база, искусственный водоем. Там ведь охранной зоны практическим нет, ну, триста, максимум пятьсот метров — считай, на самом берегу можно строиться. И теперь паломник, приехавший за тридевять земель в святую воду окунуться, пойдет в соседний бассейн. Выпьет там, закусит, на бильярде пару тысяч просадит — надо же окупать инвестиции.

Опять же, для местных жителей — новые рабочие места.

Пекутся о нуждах села Владимирского, что на Светлояре стоит, — и отбирают у владимирцев кусок хлеба. Они уж было наладились паломников в свои избы селить, а как построят у них в селе туристический центр — все деньги туда пойдут. Там у них будут рабочие места: ресторан, ресепшн, охрана, прачечная.

Нужны владимирцам рабочие места? Никто не спорит, пускай село Владимирское работает на Светлояр и деньги за это ­получает. Но паломник должен приезжать именно в село, старое русское село с православной церковью, а не в гостиницу с рестораном. Его должна окружать Россия, а не современный туристический сервис.

Село Владимирское должно развиваться? Ну, разумеется! В сторону защиты Светлояра. Если каждый турист заплатит за посещение святого места — это сотни тысяч рублей. Пусть эти деньги идут в село Владимирское, а сельчане пусть охраняют Светлояр с его окрестностями. Если озеру действительно вредят массовые омовения — значит, нужно придумать ограничения, а владимирцы пусть за этим следят. А государство им платит.

Но государство не хочет само напрягаться. У него нет ни времени, ни сил, ни денег. Газа и нефти много, а денег мало. Вся надежда на инвестора.

Инвестиции — это у нас теперь как манна небесная. Кто привлек — тот молодец. Ну, так значит Светлояр — молодец. Он привлекает туристов, готовых платить, пусть он и получает из первых рук. Ему-то уж точно — немного надо: тишины, чистоты и покоя.

Многие считают, что град Китеж от Батыя не под воду ушел, а под землю. Точно укажут, под какой горой какой храм стоял. И вот эту землю выставляют на продажу. Я не думаю, что власти Воскресенского района погрязли в коррупции. Но вместе с нижегородской общественностью подозреваю, что под красивым предлогом происходит захват земли в самом сакральном месте России.

Допустим, Ежов и Сорокин всей душой радеют за спасение Светлояра от любителей водных процедур. Но бизнес — дело рискованное. Нужны гарантии, что ты хотя бы вернёшь затраты. Гарантия — земля. Если земля у нас в частной собственности, мы на ней полные хозяева. Не окупает себя паломнический туризм — откроем крутой отель с пейнтболом, танцзалом, ночным клубом. Или просто частнику продадим. Плохо ли — 60 га для усадьбы в экологически чистом районе! Место силы, энергетический столб, языческий культ и намоленная церковь, девушки в купальниках с венками в Купальскую ночь — и крестный ход с хоругвями, вода — хоть из озера пей, с аквалангом ныряй — дна не достанешь. На душе тяжко — обойди круглое зеркало в молчании, китежским старцам поклонись. Да за такое место московский чиновник и миллиарда не пожалеет.

…Говорят, что на всей планете одна гигантская молекула воды. Я не понимаю, что это значит, но в этом есть какой-то смысл. Ещё говорят, что в одной старообрядческой семье светлоярская вода стоит уже 80 лет, не портится. Из рода в род передают, причащаются.

А сам Светлояр уже второй год цветет. Что это значит? Может, в знак протеста — чтобы не купались?

Юрий Немцов