11-04-01

Общество

Виртуальный джихад

В интернет-пространстве легко подцепить вирус ненависти

После того, как Facebook стал символом ливийской революции, относиться к социальным сетям и всевозможным форумам как к простому времяпрепровождению и чисто виртуальной площадке уже не получится.

Загадочная русская душа на русскоязычных форумах проявляется широко — Достоевский бы сузил. Что бы ни говорили граждане, дозвонившиеся на «Радио России» и рассказывающие нам, какой терпимостью и добротой отличаются русские ХХI века, на самом деле, как и в реале, тут наблюдается неконтролируемый выброс разрушительных энергий. Российский сегмент интернета генерирует ненависть в огромных количествах. Эти виртуальные пороховые бочки просто кипят от варящейся в них злости, в чём может на собственном опыте убедиться любой посетитель даже самых безобидных и неполитизированных сообществ, таких, например, как Яндекс.Фотки или Subscribe.Ru.

Ровно год назад страна была шокирована кадрами любительского видео, которое выложили в Сеть школьники из Иркутской области. Старшеклассники засняли собственную доблесть — они систематически избивали пожилую учительницу физкультуры, презрительно именуемую Вафлей. Видеоролики «Серёга против Вафли» на протяжении трёх месяцев были самыми обсуждаемыми в шелеховской школе № 1. Комментарии к сюжету, естественно, тоже зашкаливали: «Да отрубить им головы, а видео в интернете выложить!» и «Если бы я узнала, что одноклассники занимаются подобным, избила бы лично».

Унитаз как символ свободы

В том же марте 2010 в прокуратуру города Жуковского в Московской области поступило коллективное обращение родителей учеников пятого класса школы № 3 по поводу того, что учительница русского языка и литературы проводила уроки словесности с запертыми на ключ дверьми, сажала учеников под парту, при этом тоже вела видео- и фото-съёмку, а затем размещала материалы в интернете. Читаешь, и кажется, что это синопсис неталантливого фильма из серии «Хичкок для бедных».

Интернет — это великие возможности. Можно совершить виртуальное путешествие. Можно скачать фильм «Три жизни Томасины», в котором рыжая кошка и рыжая девочка излечивают от нелюбви очерствевшего мужчину, посмотреть его всей семьей и поговорить потом с детьми о том, почему всё живое в мире имеет право на жизнь. А можно — пройти курс молодого шелеховского бойца и овладеть нехитрым способом самоутверждения, пиная ногами слабого, неважно, кошка это или старенькая учительница. Походив по форумам, вообще понимаешь: очень много людей идёт сюда, в виртуальное пространство, с одной-единственной целью: «слить» распирающий их негатив. Недаром у самых агрессивных завсегдатаев «говорящие» иконки. Например, изображение… унитаза — реальный аватар и невольное саморазоблачение.

Проблемы генофонда

Вообще, Интернет, с его анонимностью и безнаказанностью за выпускаемое в свет слово, становится прибежищем таких людей и способствует их героизации в собственных глазах и в глазах единомышленников. «Новая» в Нижнем» уже обращала внимание на экстремистские призывы, звучавшие со страниц нижегородского городского форума: некий Гуманитарный технолог, комментируя, как мы помним, культурную ситуацию в городе, призывал «истинных поклонников Мельпомены» вооружиться «кастетами и обрезками труб» и «объяснить соплякам-актерам своё видение их места на театральной карте города». Призыву сегодня ровно год, но правоохранительные органы и не подумали по IP-адресу компьютера найти этого человека и, как минимум, объяснить ему, что его действия подпадают под статью.

Однажды 2330 (!) злобных комментариев обрушились на автора снимка, запечатлевшего, как из одного блюдца лакают молоко деревенские собака и кошка. Или всё-таки снимок не такой уж и невинный и для нашего времени принципиальный?

У девочки, которая готова была вступиться за избитую учительницу, есть свой ЖЖ в Сети. Не поленилась — нашла. Девочка живет во Франции, эмигрировала с родителями. Называет себя белой расисткой, мечтает размножиться белыми детишками, снимает «ностальгические» фотографии на кладбище Пер-Лашез, сочувствует пожилым. У нее устоявшаяся система взглядов и ценностей: «Я в диком восторге! Пока всякие совковые отбросы празднуют 9 мая, тут у нас никакой днепобедческой хренотени»; «…так называемая гражданская ответственность у многих личностей развилась до того, что они готовы чуть ли не с кулаками наброситься на тех «бесчувственных эгоистов», которым наплевать на голодающих детей Африки, недостаток воды и электричества и тяжёлую жизнь инвалидов. (…) Почему-то благодеятельность распространяется только на заведомо неполноценных вследствие физической, умственной или расовой ущербности, в то время как полноценные люди не вызывают жалости. …Помогать абстрактным костлявым тельцам цвета какашки все горазды! В глубине души они понимают, что эти существа никогда не выберутся из своей грязи и нищеты, поэтому можно со спокойной душой кидать им подачки, чтобы выглядеть цивилизованным общечеловеком». По иронии судьбы тема унитаза и здесь становится мерилом и чудовищным символом: «Место русских в этой стране,?— назидательно пишет девочка, имея в виду Россию,?— возле унитаза». И последняя цитата: «Слава Гитлеру — освободителю Руси!!! 120 лет!».

Всё это активно обсуждается русскоговорящими посетителями журнала. Вектор дискуссии: «Раз Рита свалила из Рашки, значит г… страна. Она лучшая!». Правда, есть и другие читатели журнала девочки: «Ты предлагаешь нам стать мигрантами? И отдать землю предков?»; «Вас в каком инкубаторе вывели?». Или ещё резче: «Хорошо, что ты с… сь из России: чем меньше здесь страшных девок, тем лучше для генофонда». Но в основном говорят, что у нее, у Риты, «собираются самые нормальные люди со всего Рунета». Из этого следует, что если читающий эти строки ещё не там, то он, конечно же, неполноценный в расовом и умственном отношении.

Интернет-драматургия

Иногда к опытам на себе подталкивают поступки друзей. Мне уже приходилось писать, как на Нижегородском театральном форуме моей знакомой досталось только за то, что она пыталась повернуть дискуссию от состязаний в остроумии в сторону конструктивных разборов спектаклей. Я рассказала эту историю на другом форуме — одна из участниц ужаснулась и написала в ответ: «Этот случай следует тиражировать на сайтах как пример — многие остановятся в своих резких высказываниях ради пустой забавы! Случай с вашей подругой заставит меня впредь быть корректнее в Интернете. Могу ли я ей чем-то помочь?». Но затем в течении десяти минут я получила 17 (!) сообщений: незнакомые люди спешили высказать мне, чего я и такие, как я, лезущие с непрошеными проповедями, заслуживают. На удивление одинакова лексика этих откликов, будто написанных одной рукой: «Веслом тебе под зад!..»; «Набери в рот собачьего дерьма!..». Интернет-писатели, будучи в восторге от собственного словотворчества и смелости, любят описывать в третьем лице виртуальные действия, которые якобы сопровождают их реплики. Как в настоящей пьесе, в этом сублимированном театре присутствуют так называемые «авторские ремарки»: «Утирает слезы», «Рыдает», «Пошла удавилась», «Отправилась за памперсами». В этом актуальном творчестве легко обнаружить проблему тотальной личной нереализованности и ущербности. Подростковый комплекс неполноценности среди «продвинутых» пользователей Сети толкает их к самоутверждению за чужой счет, хотя бы в виртуале, если не в реальности. А время и день, между прочим, рабочие («Ох, прям работать неохота»,?— доверчиво сообщает один из авторов). Некоторые руководители, правда, уже выяснили, куда утекает трафик, и решительно обрезают «офисному планктону» доступ в интернет. А с домашнего компа пьесы онлайн так хорошо не пишутся.

Ссылки-убийцы

Но даже не будучи поклонником форумов, вы не застрахованы от интернет-оскорблений. А вашему ребенку такое виртуальное общение вообще может стоить жизни. Иван Тонких, создатель и руководитель интернет-проекта «Один дома», программы, блокирующей потенциально опасные сайты, в недавнем интервью озвучил проблему достаточно жестко: «Гораздо страшнее порнографии — агрессия в Интернете. То кибервоспитание, которое там получают дети,?— на фоне деградации школьного образования. Выброс негатива, который собирается в интернет-комментариях в адрес одного какого-нибудь ребенка, может быть смертельным! Ребенку, на которого обращена насмешка, отправляется ссылочка, он видит сотни комментариев о себе, в том числе и от людей, которые не являются его знакомыми,?— он получает психологическую травму. Это приводит к депрессиям, а иногда и к суициду. Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» воспринимается в обществе как цензура — это очень страшно». Группа Тонких сформулировала понятие «негативный контент» и начала постранично анализировать сайты, обращенные к детской аудитории. Но и психика взрослых нуждается в защите.

О соли мироздания

На Яндекс.Фотках, как известно, выставляются и обсуждаются фотографии. Никакой политики. Народ голосует за понравившиеся фотографии. Я хожу туда регулярно, но в течение нескольких лет ни разу не видела, чтоб обсуждались композиция, ракурс, техника съемки. Зато явно обозначилась тенденция — чем больше доброты несет снимок, тем яростней нападки: «Только тупые снобы ищут смысл во всякой херне! Уже задолбали! Типа в сраных кошечках и собачках соль мироздания!»; «Что ты вякаешь — глупь неумная?»; «ценители уже почти сутки забрызгивают друг друга розовыми соплями!». Вы не поверите — однажды 2330 (!) подобных комментариев обрушились на автора (и тех, кто его поддержал) невиннейшего снимка, запечатлевшего, как из одного блюдца лакают молоко деревенские собака и кошка. Или всё-таки снимок не такой уж и невинный и для нашего времени принципиальный? Потому что проявляет, совсем как в Евангелии, какого ты духа — духа ненависти или духа любви.

Елена Чернова