11-04-22
Культурный слой
Песни русского медведя
Посмертный альбом Алексея Полковника и «Однополчан» «Два солнца», о котором «Новая» в Нижнем» писала весной прошлого года, наконец-то увидел свет — на московском лейбле «Геометрия». Напомню, песенный материал Алексей подготовил ещё осенью 2006 года. Продюсер Андрей «Худой» Васильев начал работу над альбомом в начале 2007-го. Вчерне «Два солнца» были готовы год назад, хотя Васильев продолжал вносить изменения в окончательный микс. Летом 2010 года лейбл «Геометрия» стал готовить релиз к выпуску. И вот альбом уже появился в продаже. Только сам Полковник не сможет его послушать — Алексея Хрынова уже два с половиной года нет с нами.
Замечу, что альбом «Два солнца» состоит из двух дисков. Аудиодиск содержит 11 песен Полковника, из которых лишь две издавались ранее, а бонусный DVD-диск включает пять часов концертных съемок и, кроме того, записанное Полковником акустическое демо всех песен альбома.
Лейбл «Геометрия» — особенный. Там не слишком думают о коммерческом успехе релизов, зато выпускают только те альбомы, которые руководству компании действительно нравятся. А нравится там нестандартный рок. В каталоге лейбла альбомы «Телевизора» и «Аукцыона», «Восточного синдрома» и «Вежливого отказа». И мой совместный проект с Андреем Колесовым «Лучше поздно» также три года назад был издан именно «Геометрией».
Я связался с исполнительным продюсером лейбла Вадимом Ульянкиным и задал ему несколько вопросов, касающихся выпуска альбома Полковника.
— Знаю, что вы поклонник Полковника с большим стажем… Когда вы впервые его услышали?
— Прежде всего, скажу, что всё-таки я тут не самый главный, и в принятии решений у нас задействован коллективный разум. Этот проект мы вели сообща — я и в ещё большей степени генеральный продюсер Павел Кострикин. Сам я Полковника впервые увидел и услышал в 1990 году на мемориале Башлачёва в питерском БКЗ «Октябрьский». Странный был концерт: половина выступающих мне показалась не слишком уместной. Например, Макаревич, которого, впрочем, в те времена я воспринимал вполне позитивно. Очень сильное впечатление оставили Летов, Янка и вот Полковник, такой мощный «русский медведь». После этого у меня появился альбом «Волга да Ока» на катушке.. Эх, где теперь та катушка?! И за «Однополчанскими» альбомами я, конечно, следил.
— Было ли желание выпустить песни Полковника ещё при его жизни?
— Да, и даже как-то на концерте в клубе «ОГИ» я подошёл к Лёше, поговорили, обменялись визитками. Дал ему понять, что мы не прочь издать «Волгу да Оку» (дебютный магнитоальбом Полковника. — Прим. авт.). Лёша обещал подумать, а про саму ленту как-то неопределённо сказал, дескать, надо ещё найти и посмотреть, в каком она состоянии. Но не случилось. Конкретики, финансового предложения то бишь, в том разговоре не было.
— Когда вы узнали о существовании посмертной записи?
— Ходили какие-то «слухи». А определённость пришла из слов Лены Карповой (музыкальный редактор телевизионных проектов Дмитрия Диброва. — Прим. авт.). Нам от неё какие-то материалы нужно было получить, а она «свернула» на Полковника — мол, альбом записан, и Андрей Васильев его вот-вот доделает, надо бы издать. Привезла к нам в офис Андрея — ну, и «поехали!».
— Я знаю, что альбом очень долго сводился. Доделывался он уже с вашей помощью?
— Долго. Васильевы — Андрей с Сергеем — буквально колдовали над ним. Их больше «мучил» Женя Гапеев (звуковой кудесник, реставратор «Геометрии». — Прим. ред.) — в основном, по песне «Два Солнца»: показалось, что вокал «завален», и после вступления неудачная склейка, и ещё что-то. Нельзя сказать, что доделывался альбом с нашей помощью, ближе к истине — под некоторым нашим давлением. Но деликатным, конечно, — всё-таки Андрей Васильев, сам очень неплохой музыкант, где уж нам жёсткие суждения иметь, судьи-то кто?.. А вот вставить в альбом песню «Лето» в демо-варианте — это наше решение.
— На бонусном диске содержится семь видео-фрагментов с участием Полковника. Сложно ли было найти этот архив? Нужна ли была реставрация?
— Пять часов видео… Мы получили концертную съемку из Сарова, ещё выступление в «Манхэттене», питерский квартирник у Дмитрия Гороховского… На телеканале «100» была передача с участием Алексея — звук, к сожалению «не фонтан», но сделать было ничего нельзя. Монтаж любезно осуществил Саша Чернецкий из «Разных людей», он же и часть материала добыл, за что ему огромное спасибо. Звук где было возможно поправил Женя Гапеев. Быть может, на один DVD мы многовато материала запихали, но там есть внутренняя логика, да и жалко было что-то оставлять за бортом, ведь иначе это, скорее всего, так никогда и не было бы издано.
— Не могу обойти проблему авторских прав. Пришлось общаться с наследниками Алексея? Как встретили идею выпуска альбома родственники?
— Конечно, а как же. Без авторских договоров заводы не берут диски на тиражирование. С Софьей Ильиничной, мамой Алексея, лицензионный договор подписали прошлой осенью — Павел специально ездил в Нижний. А с дочерью Ириной в прошлый раз пересечься не вышло, на днях собираемся встретиться. Кстати, планируем всё-таки издать «Волгу да Оку» и выпущенный самим Алексеем на CD-R «Зато как погуляли». И если у кого-нибудь завалялась хорошая копия «Волги да Оки» — welcome! Лишней не будет.
P.S. Презентация-концерт альбома «Два солнца» состоится 29 апреля в клубе «Визард». На сцену выйдут «Однополчане», «МОПР», «ДНК», «Хроноп» и «Растяпино бразерс». Начало в 19.00.
Как Максим Поведский спасал русский рок
Музыкальный продюсер альбома «Два солнца» Андрей Васильев по прозвищу «Худой» привлёк к записи известных музыкантов: Сергея «Чижа» Чигракова, экс-басиста «ДДТ» Вадима Курылева, женский дуэт «Радуйся». Также в работе принял участие скрипач и гитарист нижегородского состава «Однополчан» Максим Поведский. Вот что он рассказал корреспонденту «Новой» в Нижнем» о той питерской студийной сессии:
— Все эти песни были написаны нами с Лёшей для исполнения вдвоём. Мы же дуэтом гораздо чаще играли, чем полным составом «Однополчан». Потом уже всей группой готовили аранжировки для общих выступлений. Андрей Васильев предложил наложить эти песни на сделанную им компьютером основу — ритм-секция плюс сэмплы. Лёша выслал ему в Питер все свои черновики. Через некоторое время Лёша приехал, напел вещи начерно, а потому ещё какие-то материалы накидывал уже из Нижнего. Затем Худой подготовил черновик — компьютерное демо с Лёшиным голосом, этот вариант у меня есть.
Между прочим, я до сих пор не слышал полностью сведённый альбом. Просил Худого выслать его мне в любом виде, но он что-то не присылает. То ли из соображений, что я могу в сеть выложить, то ли просто, мол, «да ну этого Поведского!»,?— не знаю…
Потом для записи альбома была снята студия «Анастасия» на Лиговке, и Лёша поехал писаться набело, а я не смог — тупо не на что было ехать. Поэтому Васильев нашел в Питере скрипача, который несколько дней пытался стать Поведским. В результате я получил звонок от Андрея: «Деньги нашли, приезжай спасать русский рок!». Приехал. Писался дня четыре или пять, а вечерами мы с Полковником выступали в питерских клубах. Писал я скрипку и электрогитару. Участвовал в записи всех песен. Попробую вспомнить… Гитарные — «Два солнца», «Сколько можно», «Надоело», «Как всегда», «Тюха-блюз». В остальных — на скрипке. По конструктивности и гармониям особых отличий от того, что мы в Нижнем задумывали, не было, поэтому писалось легко и быстро. Все партии были давно выучены и кучу раз сыграны. При мне Чиж писал бэк-вокал и клавиши, но не гитару, а Худой играл со мной перекличку в две гитары для проигрыша «Двух солнц». Ещё я видел, как Сережка Стародубцев записывал добро, слайд и офигительные балалайки. Разных творческих дискуссий в студии хватало, но у Худого не забалуешь — саунд-продюсер всё-таки! Приколы во время записи были, конечно. Но абсолютно непечатные…
Вадим Демидов