11-04-29

Политика

Край мусорных полигонов

Нет ничего хуже местечкового патриотизма. Это почти всегда деструктивное чувство, мешающее трезво оценивать реальность. Но такая злость иногда берёт.

Была Нижегородская область-полигон демократических реформ, превратилась в Нижегородскую область-край мусорных полигонов. Была улица Горького — теперь лишь «строительство метро». Был у нас один, но мэр — а появился двуглавый, но хромокрылый тандем. Был у нас, как у всех, региональный бизнес, выросший из «девяностых» и сросшийся с «нулевыми», — а теперь московская монополия и ну очень осторожные отношения выживших с влиятельными оккупантами. Было как минимум два главных кремлёвских дома разных цветов — остался один. Да ещё и с личной шанцевской вертолётной площадкой на крыше.

 

Губернаторы бывают разными.

Одних любят. Такие губернаторы много делают для своих областей-краёв-республик. Либо делают что-то одно, но так хорошо, что нельзя не полюбить.

Других не любят. Эти обычно либо коррумпированы с ног до головы, либо просто преступны.

Бывают губернаторы, малозаметные для народа, но ценимые в Кремле — за спокойствие, стабильность и неамбициозность.

А бывают такие, как Шанцев. Тут особый тип.

Сказать, что Валерий Павлинович много делает для неродного края мусорных полигонов, нельзя. Ничего особенного: проекты-хотелки-метроцирки.

Утверждать, что нижегородский губернатор как-то выделяется на карте коррупции, тоже не стоит. Не больше, чем другие. В пределах погрешности «вертикали».

Малозаметным Шанцева тоже не назовёшь. Он же амбцициозен. Ведёт же захватнические войны. Убирает же конкурентов, зачищает территорию.

В Кремле Валерия Павлиновича хотят видеть часто. Заставляют идти на компромиссы, к которым сам он всегда оказывается категорически не готов. Не способен увидеть, что можно договориться с фактически выбранным людьми мэром. В силу личной склонности к авторитаризму. Ну, не понимает Шанцев, зачем нужны альтернативные центры политических сил. Как не понимает и смысла плюрализма. И инновации ему ­интересны исключительно в форме проектов, которые можно последовательно представить в Каннах-Нижнем-Москве. А модный термин «модернизация» никак не вяжется со стилем управления губернатора.

У нас же ещё и один из самых нестабильных для «Единой России» регионов, потому что партийный муравейник сотрясают жестокие конфликты. Когда группировки влиятельных «единороссов» начали делить карту области на зоны влияния, это было только началом большого и тектонического перелома партийной ментальности. Оказалось, партийцы, несмотря на «единство», могут вести полноценное противостояние.

А почему всё это происходит? Просто Валерий Павлинович Шанцев не совсем губернатор. Потому что этот статус определяется не номинально, а сущностно.

Чтобы быть губернатором, нужна политическая воля. Не силёнки, чтобы ухватить рукоятку административного рычага, а сила, достаточная для консолидации потенциальных союзников и изящного выведения в оффлайн ярых противников. Нужна воля терпеть критику и аналитический склад ума, чтобы понимать, когда критикующих нужно давить сапогом.

При большом желании «вертикаль» можно оправдать. Можно говорить о необходимости централизации власти в условиях экономической, политической и социальной нестабильности. Можно заставить людей пойти на ограничения прав и свобод ради физической безопасности. Можно уговорить свой народ пойти на компромисс и потерпеть. Но это только при условии сильной и эффективной власти.

А если «вертикалью», которая требует от нации затянуть пояс и закрыть глаза, в одну из самых перспективных областей ставится человек с недоудовлетворёнными амбициями большого начальника? Если главный русский Кремль присылает наместником серого управленца, ничем не выдающегося, не способного убедить даже пенсионеров в том, что он выполнит свои громогласные обещания повысить пенсии? Спокойного человека, способного открыто врать задыхающимся очевидцам горящих лесов и сгоревших деревень, что «всё под контролем»? Если целый верховный тандем не может контролировать своих наймитов, которые плюют на «гражданское общество», пусть и не существующее, но декларируемое? Если этому «обществу» после законных выборов эти самые наймиты показывают, где они видели голос электората и как его там можно подправить? Можно оправдать такую «вертикаль»?

Думаю, вряд ли.

А ещё есть ощущение, что многие жители Нижегородской области каждый раз ждут от президента Дмитрия Медведева решительных мер.

Ждут разоблачения.

Ждут больших перемен.

Слишком много мусора уже накопилось.

Эмилия Новрузова