11-04-29

Политика

Полгода в шанцевском городе Г

Как-то пришлось слышать разговор двух предпринимателей. Один спрашивает другого: «Так теперь для решения вопросов надо отстоять две очереди: и к Олегу Сорокину, и к Олегу Кондрашову?». Тот отвечает: «Ты вроде бы взрослый мальчик, а не понимаешь, что никаких очередей в Сером доме нет. Очередь одна — к губернатору Валерию Шанцеву». Мы не будем говорить, какой Нижний мы потеряли. Об этом в своё время было сказано достаточно. Теперь о том, какой Нижний мы получили.

Тандем как фактор нестабильности

Понятно, что не столько губернатор Валерий Шанцев, сколько Москва инициировали схему двоевластия. Тут Москва убивала сразу двух зайцев: убеждала всю Россию, что тандемом управлять эффективнее, чем в одиночку. Мол, пара Дмитрий Медведев и Владимир Путин — всеобщий образец для подражания. И всё идёт к тому, что кроме депутатов избираем будет только президент.

В октябре 2010 года губернатор мог бы ещё отстоять прямые выборы в Нижнем Новгороде. Но он был против, так как это был реальный шанс устранить мэра Вадима Булавинова и сделать областной центр шанцевским.

Практика показала, что и на уровне высшего тандема не всё гладко. Что уж говорить о городском уровне? Народная молва уже два-три месяца назад поссорила двух Олегов — Кондрашова и Сорокина. Двоевластие в Нижнем Новгороде стало чуть ли не самым главным фактором нестабильности в городе. Все только и гадают: они совсем уже не разговаривают или разговаривают только на публике, соблюдая политес?

Неэффективная система управления

Но когда мы ведём речь о системе управления городом, вопрос не ограничивается взаимоотношениями Сорокина и Кондрашова. Спросите у любого управленца, что нужно сделать с приходом новых городских руководителей, тем более совершенно неопытных? Вам ответят, что нужно просто передать большие полномочия в районы города. Вплоть до формирования доходной части городского бюджета. Там, в районах, так было до прихода в мэры Юрия Лебедева, то есть до 1998 года.

Сейчас можно спорить, оправдала ли себя эта система Лебедева, была ли она эффективной с 1998 по 2010 годы. Но совершенно очевидно, что в 2011 году при тандеме двух Олегов переход значительной части властных полномочий в районы был бы крайне своевременным.

Тем более в главах районов находятся опытные работники, которые прекрасно знают свои территории: Валерий Моисеев (Сормовский район), Владимир Солдатенков (Автозаводский район), Николай Сатаев (Канавинский район). Примерно то же самое можно сказать о главах Ленинского и Московского районов. В пяти районах из восьми люди, которые возьмут на себя дополнительные полномочия, гарантированно справятся с ситуацией. Многие помнят, что перед голосованием за свои кандидатуры Сорокин и Кондрашов показали депутатам и главам районов «морковку». Мол, они за расширение круга полномочий районов, передачу им реальных рычагов.

По нашей информации, Шанцев и его окружение были категорически против. Они не хотели, чтобы вместо одного большого Булавинова возникло восемь маленьких, а Сорокин и Кондрашов выполняли бы роль буфера между Шанцевым и сильными главами районов. Малоопытные руководители Нижнего Новгорода в условиях, когда районами руководят сильные управленцы, сконцентрировались бы на стратегии, программных проектах, а не на оперативной мелочевке. Сейчас же на оперативках обсуждают настолько малозначительные детали, что глава МСУ и сити-менеджер выглядят завхозами на предприятии средней руки.

В общем по шанцевской подсказке мы получили неэффективную, централизованную систему управления городом. Городское руководство тонет в мелочах, по десятку раз обсуждая, как конкретно перевести через дорогу бабушку. Утрирую, зато наглядно.

Без своей скамейки запасных

Известно, что кадры решают всё. Кадровую политику в Нижнем Новгороде определяет губернатор Нижегородской области. Но у Шанцева своих проблем достаточно. Поэтому месяцами, а то и по полгода кадровые вопросы не решаются. Требуются доказательства того, что Валерий Павлинович кадры расставляет? Из области пришла в заместители главы администрации Мария Холкина, которая является не то смотрящим от губернатора, не то аппаратной царицей, которая подстраховывает в работе с людьми Олега Кондрашова.

Совершенно очевидно, что Сергея Глады­ше­ва оставили заместителем Кондрашова только по настоянию Шанцева. Тот, видимо, объяснил, что без опытного человечка «молодёжь» в хозяйственных вопросах утонет. Что-то подсказывает, что без совета губернатора Гладышева в Сером доме бы не оставили. А сейчас времена Вадима Евгеньевича особо и не покритикуешь — Гладышев напомнит, что многое было принято ещё при Юрии Исааковиче.

Из команды Шанцева на Советский район сел Василий Казаков, экс-министр поддержки предпринимательства Нижегородской области. На «Водоканал» привезли москвича из компании «Баркли». И многие сразу вспомнили, как Шанцев стремился отобрать у Булавинова водное хозяйство.

Понятно, что в любых кадровых назначениях тот или иной глава не свободен. На него давят различные группы влияния. Но когда практически всё определяет лицо со стороны, то это вызывает кривую ухмылку. А как же будут в таких условиях работать два Олега? Смогут ли они спросить с шанцевских людей?

С учётом того, что шанцевская схема управления действует также и в Нижнем Новгороде, и кадры в эту схему вводятся тоже с благословения губернатора, — можно говорить о потере областного центра своего более или менее привилегированного статуса. Нижний Новгород стал просто большой Шахуньей.

С управлением городским хозяйством у тандема Олега Кондрашова (справа) и Олега Сорокина (слева)проблемы. Даже добрые советы Шанцева не помогают

Депутаты Гордумы, мягко говоря, не одобряют монополию областного влияния. Люди из облструктур, пришедшие в администрацию, при согласовании получают больше всего голосов против. Все городские структуры постепенно, но неуклонно накрывает вал недовольства. Чем недовольны? Да практически всем. Неразберихой в руководящем слое администрации, ролью и местом Марии Холкиной. Главы районов ­недовольны ещё и нестабильностью. Многие из них месяцами ждали назначения. А теперь их стращают, что по результатам месячника их могут сместить.

Те же главы районов получают смешные деньги. Хотя сильный и опытный руководитель — это штучный товар. Хорошего спеца, готового без раскачки взять район, днём с огнём не сыщешь. Вот и приходится опираться на булавиновцев или на шанцевские кадры.

Верните нам Нижний Новгород!

Отдельный вопрос — это практическое управление городом. Знающие люди утверждают, что у главы администрации сейчас две основные задачи: наполнение бюджета и уборка города. По некоторым данным, с доходной частью бюджета Нижнего Новгорода в первом квартале просто беда. Уже к маю рушатся все плановые показатели: от доходной части до объёмов сданного жилья в городе. Понятно, что не хватает средств на уборку территорий.

Мы помним, как губернатор Валерий Шанцев озаботился количеством дворников и их компетенцией. Он якобы обещал решить эту проблему при помощи жителей области. Ну и что? Ситуация за зиму резко изменилась. К следующей зиме положительная динамика вряд ли будет. По крайней мере не вооружённым чиновничьей пеленой взглядом её будет не разглядеть.

Когда мэром Нижнего Новгорода был Булавинов, губернатор изобрёл велосипед борьбы с ним. А точнее дубинку — в виде областной административно-технической инспекции во главе с генералом Игорем Браницким.

Власть в городе сменилась. Новое городское руководство сразу же заговорило о том, что нужно вернуть полномочия городской АТИ. Шанцев вроде бы согласился, но до сих пор бардак и грязь новый тандем объясняет бесправием своей инспекции.

Интересно, что через полгода после ухода Булавинова рациональность и целесообразность действий старой администрации таки признали. И хотя, приличий ради, все говорят, что схема управления городским хозяйством будет совершенствоваться, обоим Олегам зачлось бы просто достижение профессионального уровня прежнего мэра и его команды. Потому что пока мы видим, что с управлением у городского тандема проблемы. Даже добрые советы губернатора не помогают.

Особенно плохо дела обстоят с работой частных домоуправляющих компаний. Раньше они считались аффилированными с пробулавиновскими депутатами Гордумы. Сейчас же говорят об их связи с нынешней исполнительной властью в городе. Понятно, что Булавинов мог попросить «своих» не усердствовать с рентабельностью. Сейчас же невозможно понять, что происходит между городом и ДУКами. Порой кажется, что критикуют домоуправляющий компании лишь ради того, чтобы выпустить пар, а реально власть защищает эти структуры — и от глав районов, и от жильцов.

Ни в одном секторе городского хозяйства ситуация не улучшилась. Впору открывать телешоу «В городе Г» — показывать настоящие проблемы города. Вот где стимул для совершенствования.

И вообще.

Пусть губернатор Шанцев вернёт нам наш Нижний — город, который мы потеряли в неравной борьбе в октябре 2010-го. Дальше мы сами.

Виктор Деменев