11-04-29
Политика
Шанцев и буратины, или Гробовщик партии власти
Помните загадку? Белая полоса, чёрная полоса, белая, чёрная… а потом — задница. Это не про зебру. Это про судьбу нижегородского регионального отделения «Единой России», с которым последний пункт случился после прихода в регион Валерия Шанцева.
За последние годы «ЕР» сменила аж двух секретарей: Александра Тимофеева (сверху) и Сергея Некрасова — но виноваты в провалах партии на выборах отнюдь не они
По идее, нужно бы вырвать из шанцевских загребущих рук партийный руль
Пока КПРФ пьёт напитки победителей, а «единороссы» — капли от сердечных болей и истерик, выборный дым вполне рассеялся. И стало видно, кто в регионе забивает гвозди в деревянный макинтош партии власти. С 2005 года забивает. Похоронная команда с красными флагами не может вести столь мощную подрывную компанию — всё сделано до них, им остаётся только взять в руки лопаты и закопать «единороссов». Просто гробовщик у партии власти слишком высокопоставленный, поэтому нижегородские «медведи», которых уже традиционно каждую выборную кампанию выносят вперёд лапами с результатами вскрытия ниже общероссийских, молчат в тряпочку.
На поминках, то есть итоговой пресс-конференции, губернатор улыбается и сообщает, что результаты голосования хорошие. Пациент скончался абсолютно здоровым. А те, мол, кто говорит, что «единороссы» набирают всё меньше голосов на выборах, и регион «краснеет» — или врут, или заблуждаются.
Парадоксально, но расцвет местного отделения «Единой России» пришёлся на эпоху губернатора-коммуниста Геннадия Ходырева. Мощная «единоросская» фронда из отборной региональной элиты под предводительством спикера Законодательного собрания Евгения Люлина набирала обороты, как паровоз, пока в 2005 году на маршрут не сел Валерий Шанцев. Вместо того, чтобы кушать в вагоне-ресторане или спать в своём губернаторском купе, он стал мучиться квалификацией машиниста Люлина, которого на всякий случай скинул с поезда. И тут началось самое интересное — зебра кончилась.
По сути Валерий Павлинович сам встал у руля. И нашёл человека, который стал ответственным за свисток, — профсоюзного чиновника Сергея Некрасова. Никаких достижений, кроме регулярных совместных «единоросско»-профсоюзных митингов, тот не достиг. Зато вещи начали пропадать — история с продажей Дворянского собрания одной из бизнес-структур гремела сильно. Доработались до того, что региональное отделение партии начало разваливаться — появилась внутренняя влиятельная оппозиция, показатели партии ухудшились, фамилия секретаря всё чаще маячила в новостях о ходе уголовного дела. И как апогей — федеральный центр внёс отделение партии в чёрный список. Как дискредитирующее «Единую Россию».
Казалось бы, падать дальше некуда. Однако нет предела совершенству, даже если речь идет о непрофессионализме. Слон в посудной лавке сделал своё дело: региональная элита раскололась, и склеить прежнюю чашку, из которой можно было пить партийные успехи, стало уже невозможно. Всё это вылилось в скандальные выборные праймериз 2010 года уже при секретаре Александре Тимофееве, которому не хватало авторитета и воли стукнуть кого-то по рукам, а кому-то наподдать модным ботинком пониже спины.
За низкие результаты на выборах в органы местного самоуправления его тоже выкинули с поезда. Хотя к тому моменту НРО «Единой России» уже больше напоминало дрезину в огне.
После Тимофеева у руля партии поставили спикера регионального парламента Виктора Лунина, который от успешного на этом посту Евгения Люлина отличался больше, чем двумя буквами в фамилии. Даже мягкотелые предшественники были веселее этого скучного господина предпенсионного возраста. Странный выбор Валерия Павлиновича. Руководство окончательно стало подобием Политбюро ЦК КПСС. Уже начинало хотеться возвести на площади Минина мавзолей, чтобы вождям было откуда приветствовать граждан. Но глубоко «старые кони» тоже не вспахали.
Сын ошибок трудных — результат выборов в региональный парламент в марте этого года. Это был даже не гвоздь в политический гроб партии власти. Это был осиновый кол, который вбили в её грудь. И на который посадили не оправдавших надежды — всех, кроме губернатора.
И пока «единороссы» справляли тризны по своим результатам на выборах в Законодательное собрание, губернатор выстрогал нового буратино — исполняющего обязанности секретаря Артёма Кавинова. А чтобы не было никаких сомнений в одноразовости, губернатор сразу сказал, что, мол, утверждён секретарь будет только после достижения отличных результатов на выборах в Госдуму.
Интересно, кого назначат после декабрьского провала? Ну, ведь там маячат уже президентские выборы, на которых губернатор опять может что-нибудь отчебучить. Помните прошлые? Дмитрий Медведев приехал в Нижний Новгород, провёл встречи с активом, прогулялся по городу прямо накануне выборов. И что в результате? Дмитрий Медведев получает в регионе на девять процентов ниже, чем в среднем по стране. Сколько вазелина было потрачено на смягчение ситуации — неизвестно. Комментарии шанцевского ставленника на выборном штабе — Сергея Потапова — были кратки. Народ, мол, у нас очень душевный. И правда! Всё у нас запросто, кого хочешь прокатим.
Вспоминается анекдот.
Москва. Центр. Стоит мужик в пробке. Вдруг стук в окно. Он опускает стекло и спрашивает, что надо.
— Понимаете, террористы захватили президента! Они требуют 10 миллионов долларов, иначе они обольют его бензином и подожгут. Мы решили пройти по машинам, кто сколько даст…
Мужик задумывается на минуту.
— Ну… я литров пять могу дать…
Вам этот мужик никого не напоминает?
Прав был Валерий Павлинович в том, что наш нижегородский цирк — самый лучший в стране. Особенно политический. Даже Герман Греф, помнится, оценил талант нижегородских клоунов. Но самые большие ценители — федеральное руководство «Единой России».
Смотрите сами: нижегородским «единороссам» ещё ни разу не повезло набрать хотя бы среднероссийский результат на региональных или даже федеральных выборах при всей тяге к использованию административного ресурса.
Анонсированный июньский визит президента Дмитрия Медведева будет уже третьим за последние полгода. Видимо, у главы государства контрамарка в наше политическое шапито.
По идее, нужно вырвать из шанцевских загребущих рук партийный руль. Вот только кому передать? Ну, не буратинам же. Надо кому-то, кто дружен с головой. И желательно со своей, а не губернаторской. Популярность первых лиц государства в Нижегородской области падает, несмотря на усилия придворных шанцевских социологов.
Зато коммунисты у нас растут над собой и российским результатом. И после победного марта левые даже не зачехляют лопаты — они продолжают копать и готовы окончательно похоронить «единороссов». КПРФ, кстати, пережили очень опасную для партии власти стадию — там бизнес начал срастаться с идеологическими бойцами. Получается этакая помесь кролика и крота: подслеповаты, конечно, но «единороссов»-то уже нащупали.
Денис Никифоров