11-05-07

Среда обитания

Попытка «закрыть леса», или Новое партизанское движение

Приехав из леса, я узнала, что его «посещение» теперь запрещено — волей губернатора. После леса я всегда очень добрая и радостная, и поэтому сообщение вызвало у меня взрыв эмоций. В основном, положительных. Губернатор Валерий Шанцев, конечно же, тоже хочет добра. Как всегда.

Попытка «закрыть леса», или Новое партизанское движение

Приехав из леса, я узнала, что его «посещение» теперь запрещено — волей губернатора. После леса я всегда очень добрая и радостная, и поэтому сообщение вызвало у меня взрыв эмоций. В основном, положительных. Губернатор Валерий Шанцев, конечно же, тоже хочет добра. Как всегда.

Распоряжение «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима», подписанное губернатором Валерием Шанцевым 29 апреля 2011 года, гласит: «В связи с повышением пожарной опасности на территории региона установлен особый противопожарный режим в лесах. Во время действия противопожарного режима запрещено посещение гражданами лесов, разведение костров, сжигание мусора на землях лесного фонда и выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям. На основных въездах в леса установлены стационарные посты по предотвращению посещений наиболее горимых участков, запрещающие шлагбаумы и знаки, ведётся постоянное патрулирование…»

Да, посещение лесов запрещено. Как это ни парадоксально.

Но ведь посещение рек и озёр не запрещено? Гражданам, таким вот, как я, жизненно необходимо что-нибудь посещать за пределами города.

Граждане будут посещать реки и озёра. А также овраги, луга и поляны. Садовые участки тоже, я думаю, запретить посещать невозможно. Лес законопослушные граждане, будут, по мере возможности, игнорировать, раз уж его запретили. Но все другие элементы природной среды, неразрывно связанные с лесом, посещать можно. И посещать их будут. Я своих земляков хорошо знаю.

Итак, традиционный отдых на природе одним росчерком пера губернатора превращён в новое партизанское движение!

Массовое движение. Неостановимое.

Губернатор Шанцев всех аспектов, связанных с лесами, как-то… недооценивает, что ли. Ни силу лесных пожаров, ни степень человеческой привязанности к лесам, ни летней «погруженности» в леса. Он явно их недооценивает. Может быть, потому, что невозможно представить их в денежном эквиваленте. Или в единицах техники. Зато несколько переоценивает «свои силы» по отношению к лесным верховым пожарам, (судя по его знаменитому ответу премьеру Владимиру Путину на фоне поднимающегося зарева пожара накануне сгорания дотла Верхней Вереи: «…Справимся своими силами!..»).

Трудно сказать, как определены и назначены «наиболее горимые участки». Но мне хотелось бы озвучить именно здесь одну из версий катастрофических лесных пожаров. Версия не хуже других, но она бытует устно, в прессе я её не встречала. Велика вероятность того, что пожары начались именно там, куда были отправлены «патрули», состоящие, в основном, из курящих мужчин. Курящие люди, особенно давно и много курящие, бросают окурки непроизвольно, они не в состоянии контролировать этот жест, это действие. А в раскалённом от зноя лесу действительно достаточно малейшей искры, — чуть тлеющего окурка более чем достаточно.

Как не допустить «наиболее куримых людей» на «наиболее горимые участки»? Трудно.

Но можно. Что стоило бы запретить, так это курение — в любых местах, кроме специально для этого отведённых, изолированных и оборудованных. И действительно строго следить за соблюдением этого запрета.

И если уж движение возникло, а оно возникло, хочет того губернатор или нет, пусть исполнители распоряжения не превращают благие помыслы губернатора в борьбу с трезвыми некурящими гражданами, посещающими леса, разводящими костры и сжигающими мусор. Не надо бороться с теми, для кого дружба с лесом — стиль жизни. Не надо запрещать жить.

Борьба с посещением лесов, запрет сжигать мусор — сюжет фантастический для многомиллионного мегаполиса и области, центром которой этот мегаполис является. Странный, несбыточный, какой-то очень уж иррациональный даже для меня, любящей всё иррациональное. И если уж борьба, то врага, опасность и источник опасности надо определять точнее. Пусть это будет партизанская война с курением, с задымлением, с невнимательностью ко всему живому и дышащему. И пусть будет — движение на природу, движение к воде, движение к защите нас всех, живущих в городах, в лесах и на горах.

Марина Кулакова