11-05-13

Экономика

«Потребитель — слабая сторона»

Финансисты продолжают обманывать население

Недавно в Нижнем Новгороде прошёл круглый стол, посвящённый нарушениям в работе кредитных организаций региона. Согласно информации регионального управления Роспотребнадзора, количество жалоб граждан на действия таких организаций растёт из года в год.

Денис Дряхлов

Нижегородцы жалуются на одностороннее изменение процентной ставки, незаконность взимания кредитором дополнительных платежей, навязывание потребителю услуги по заключению договора страхования. «Потребитель в ситуации заёмщика банка — слабая сторона, потому что изменить заключённый договор практически невозможно, даже наша организация не всегда выигрывает суды у кредитных учреждений», — говорит представитель Роспотребнадзора Нина Цветкова.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что без повышения финансовой грамотности населения, скажем так, лукавство и умолчание определённого объёма информации со стороны финансовых компаний при заключении договоров никуда не денутся. С другой стороны, разговоры о повышении финансовой грамотности населения ведутся уже лет двадцать, однако российские граждане часто «сами обманываться рады». А фразы о повышении финансовой грамотности из уст представителей банковского либо иного другого капитала звучат не очень правдоподобно. Ну, неужели пчелы могут быть против меда, рок — против наркотиков, а финансисты способны поголовно ратовать за финансовую грамотность населения?

На российском финансовом рынке в настоящее время существуют немногочисленные игроки, которые уже повысили свою финансовую грамотность до космических высот. Хитроумные банкиры, ловко обводящие вокруг пальца финансово неграмотных «российских инвесторов» случается имеют дело с равными партнерами. Как часто юридические лица играют на фондовом рынке и часто ли проигрывают? С этим вопросом мы обратились к одному из нижегородских финансистов.

«Юрлиц, которые рискуют своими оборотными или временно свободными средствами, в реальности совсем немного. Как правило, это «краткосрочные» деньги — предназначенные для реализации тех или иных проектов, в то время как на фондовый рынок нужно приходить с «длинными» деньгами — «от года и выше»

«У любой компании есть собственник или несколько собственников — в итоге это всё равно люди. Могу честно сказать, что наши клиенты в основном — физические лица, — сообщил начальник отдела продаж нижегородского филиала финансовой компании «БКС» Денис Дряхлов. — Причём среди них достаточно много людей, которые являются владельцами частных компаний. То есть деньги компании — их собственные деньги. Поэтому они предпочитают инвестировать в качестве физического лица. Связано это главным образом с налогообложением и системой учёта таких операций. Как известно, налог на доходы физического лица не может превышать тринадцать процентов. Кроме того, физическое лицо в отличие от юридического, не обязано вести бухгалтерию. Юридические лица — любимые клиенты банков. В зависимости от стратегии развития компании они держат деньги на краткосрочных и долгосрочных депозитах. В то же время юрлица интересны не только банкам, но и компаниям, занимающимся операциями на фондовом рынке. Например, мы можем предложить инструменты фондового рынка, но с полной защитой. Доходность там выше, чем на депозите, но при этом есть гарантия возврата вложенной суммы. В России это называется «структурный продукт», во всём мире — «структурная нота». Говоря иначе, это депозит плюс небольшой рисковый кусочек, поднимающий доходность на достаточно интересный уровень. Таким образом, юридических лиц, которые рискуют своими оборотными или временно свободными средствами, в реальности совсем немного. Как правило, это «краткосрочные» деньги — предназначенные для реализации тех или иных проектов, в то время как на фондовый рынок нужно приходить с «­длинными» ­деньгами, то есть «от года и выше». Кроме того, высокодоходные спекулятивные операции требуют специальной подготовки. А юридические лица, как правило, хотят быстрых денег. Поэтому они чаще всего не управляют свободными средствами, а доверяют их профессионалам.

Любопытно, что некоторые наши клиенты, которых не упрекнешь в финансовой безграмотности сознательно участвуют в новых пирамидальных структурах, которые сегодня возрождает тот же Сергей Мавроди. Конечно, они несут туда не последние и не заёмные деньги. При этом достаточно грамотно оцениваю риски таких вложений. Потому что воспринимают пирамидальные структуры как своеобразное казино, рулетку — в итоге всё равно может повезти».

Сергей Анисимов