11-05-20

Культурный слой

CD-дебют «иYOUля»

Согласно легенде нижегородской группы «иYOUль», июльским днем 1999 года двое вожатых детского лагеря Юлия Кириллычева и Вячеслав Булгаков услаждали слух подопечных пением своих — и не только своих — песен. И тут кто-то из детей крикнул: «Вам надо группу создавать!» Решив, что устами младенца глаголит истина, Юля и Слава практически все «нулевые» собирали бэнд, который, правда, то и дело распадался. Пазл сложился лишь в декабре 2008?го, когда собралась группа, в которую кроме Булгакова и Кириллычевой вошли басист Олег Уханов и барабанщик Максим Антонов. В этом составе и был записан диск «На кончиках пальцев». Нижегородские группы нечасто записывают альбомы, чаще синглы или мини-альбомы из трёх-четырёх песен. Кому-то не хватает песен, кому-то — денег на студию, чаще второе. Однако группа «иYOUль» не только записала одиннадцать Юлиных песен, но и самостоятельно выпустила небольшой тираж.

За 15 минут…

— За полями легенды осталось только одно — поженились ли вожатые Юля и Слава?

Юлия: Нет. Мы никогда не были парой. Хорошие друзья, но личная жизнь у каждого своя.

— «иYOUль» — это музицирование в качестве хобби или попытка превратить музыку в профессию?

Юлия: Это прежде всего творчество. Настоящий музыкальный коллектив похож на семью, где все что-то создают, а иногда, если хотите, «рожают». Когда получаешь удовольствие сам, хочется поделиться этим с другими. Каждая группа, на каком бы уровне она ни играла, уверена в своей исключительности.

— Творчество… Слово, которое, кажется, уже утратило всякий смысл, сегодня все творят, даже те, кто создал первую запись в блоге или на форуме. Но большая часть так называемого творчества — попросту графомания.

Вячеслав: Творчество — результат вдохновения. Человек является проводником между внешним миром и листом бумаги, холстом или музыкальным инструментом. Попадая в различные жизненные ситуации, мы пропускаем информацию через призму своего мироощущения. Полученные эмоции и есть результат твоего «я». Когда Юля приносит новую песню, мы внимательно слушаем, обсуждаем, пытаемся поймать настроение. А бывает, что сразу понимаем, как должна звучать песня. Все будто на одной волне, и через 15 минут песня практически готова, а потом ещё два дня напеваешь мотив. Вот это и был момент творчества.

— Просто поражён — за 15 минут готова аранжировка! Фантастика!

Юлия: Иногда сразу после демонстрации новой песни, все уже слышат, как она должна звучать. Общая картина вырисовывается ясно. Иногда же бывает, что поиск звучания выливается в ужасные споры и даже скандалы, потому что один видит песню так, другой иначе. Но от этого никуда не деться.

Об альбоме

Одним из критериев искусства является «удиви меня!», но в этом плане альбом «На кончиках пальцев» америк не открывает. В музыке «иYOUля» сочетается мелодическое поп-роковое мышление золотой эпохи «Нашего радио» (начало «нулевых» годов) и светлая грусть костровой авторской песни. Автор песен Юлия Кириллычева проговаривает обжигающие метафоры и стремительные глаголы, однако музыканты почти никогда не поддерживают её страсть музыкальными средствами — всё звучит удивительно пасторально и как-то необязательно. «Завяжите в узлы обнажённые нервы…», «С каждой каплей, с каждым вздохом убивай меня!..», «Как ядерный взрыв с тобой нежна…», «Каждый день ежеминутно умираю я…», «Я прошу об одном — не сдавайся, живи!» — в чайник уже положили заварку, а кипятка ещё нет. Причём даже в тех эпизодах, когда певица переходит на форсированный вокал, в аккомпанементе ничего не происходит. Когда начинается очередное соло гитариста, я практически вижу его насупленные брови и наморщенный лоб, но пальцы не могут передать струнам реальную страсть и живость. Тут ещё ­работать и работать! Конечно, это не караоке-сопровождение, но так и хочется подсказать аккомпаниаторам — пора со второй скорости перескочить на четвёртую, пора. У песен «иYOUля» примерно один и тот же темп (не быстрый и не медленный) и гармонии чаще минорные — и оттого альбом будто бы впадает в некий инерционный режим. Я вспомнил о поп-роке «Нашего радио» неслучайно — одно время тамошней героиней была певица Мара, голос которой удивительно похож на Юлин. И тема песен схожа — это любовь, часто гипертрофированная, что я приветствую, и сумрачная, что уже на любителя. Да, много нежности, но порой грубоватой.

Заявка сделана. Дебют получился старательным, звонким, искренним. Музыканты выговорились. Они долго шли к этому. Теперь надо собраться и двигаться дальше, набираясь умения и опыта. Чтобы сказать свое слово. Незатёртое и невымученное.

***

— В начале «нулевых» на «Нашем радио» был всплеск поп-рок-групп с женским вокалом — Мара, Снайперы, Чичерина… Нет ощущения, что «иYOUль» слегка опоздал?

Юлия: Очень не хотелось бы, чтобы выражение «рок-группа с женским вокалом» превратилось в ярлык. Мы выросли на старом добром русском роке, а начало «нулевых» просто подчеркнуло, что на сцене есть место женщине. Можно не попасть в волну, но это нас не сильно заботит, ведь мы занимаемся творчеством, а опоздать в творчестве нельзя. К тому же мы придерживаемся той точки зрения, что всё приходит в своё время. Как оказалось, наша музыка вполне актуальна сейчас, свою аудиторию мы нашли, и она растёт. Пришло наше время.

— Мне показалось, что музыкальный ряд всплески эмоций автора песен никак не поддерживает, вообще музыка холодновата, инструменты спокойно играют по нотам…

Юлия: Мы старались выстроить альбом на контрасте эмоционального вокала и достаточно сдержанной аранжировки, нет злых гитар. Хотелось какой-то целостности альбома при разноплановой стилистике. Опыта у нас не так много, и не всё получилось так, как хотелось бы. Нам есть куда расти.

Между жизнью и смертью

— Каковы источники вдохновения? Фильмы, книги?

Юлия: Каждая моя песня — это определённое событие или этап моей жизни, реальное переживание. Всё, что изложено в моих песнях, происходило в моей душе или происходит сейчас. Это точное отражение моих мыслей и переживаний. Яркий тому пример песня «Любовь»: «Моё вырвите сердце, сожгите и бросьте, по горячему ветру пепла серого горсти, чтобы не было страха, не было боли, чтоб оно никогда не болело любовью…» Я написала её в одночасье на волне тяжелейшего разочарования, болезненного настолько, что я после этого года три не ощущала себя полноценным человеком. Не жила, а существовала. За эти три года не сочинила ни одной песни, ни одной строчки. Я даже тогда не могла её петь — таково было моё переживание. Часто меня вдохновляют времена года. Времена года и явления природы представляются мне одушевлёнными существами — со своими мыслями, чувствами. Меня часто обвиняют в том, что в моих даже самых весёлых песнях сквозит светлая тоска. Не умею писать веселые песни. Не чужда для меня проблема выбора человека между жизнью и смертью. Это тема меня очень волнует, она нашла отражение в песне «Дыши».

— Был опыт нахождения между жизнью и смертью?

Юлия: Дело не в нахождении между жизнью и смертью, а именно в проблеме выбора самого человека между ними. Это глубоко личная тема, скажу лишь, что я ­смогла ­преодолеть эту проблему. Что касается музыки, то я сейчас стараюсь не слушать русский рок, дабы не попасть под ненужное влияние. Меня как клавишницу вдохновляет Джейми Каллум, ибо мне хочется, чтобы некоторые наши песни приобрели джазовый оттенок. Меня очень вдохновляет музыка Шнитке. Скрипка в его произведениях такая пронзительная, просто мороз по коже.

— Думаю, надо быть весьма уверенным человеком, чтобы участвовать в группе, где больше девушек нет. Бывает ли, что песня не проходит мужской худсовет?

Юлия: Не могу сказать, что я очень уверенный в себе человек. Скорее это совсем не так. Я зачастую подвержена творческим кризисам. Тогда я начинаю практически разрываться на части. В такие моменты мне кажется, что всё, что я делаю, — пустое, ерунда и что лучше забросить всё это раз и навсегда. И вот именно тогда я нахожу поддержку у своих мужчин. Наверно, поэтому мне очень легко и комфортно живётся в группе. Когда я приношу песню, я, конечно же, не знаю, как на неё отреагируют остальные. Меня может от этой песни просто плющить, а ребята её не принимают в эмоциональном плане. Песня не отвергается, но, скажем так, не попадает в струю. Так было и с песней «Дыши»… Но буквально через несколько репетиций Слава мне сказал: «Вот теперь я её почувствовал!» Каждая песня требует осознания. Иногда это происходит при первом же исполнении песни, и тогда от неё мурашки по коже, а иногда требуется время.

Вадим Демидов