11-06-03

Политика

Эра заговорщиков, или Есть вакансии на политическом погосте

Кто-нибудь верит, что политические войны отгремели? Да, политическое кладбище забито павшими, но и в установившемся тихом омуте есть свои доморощенные черти. Попытки мутить воду в ходе выборной кампании в Госдуму, за которую отвечает уже сам губернатор, будут пресекаться. А эксперты «Новой» в Нижнем» уже видят заговор.

Виктор ДЕМЕНЕВ: В Нижегородской области тишь да гладь, да Божья благодать. Такого политического спокойствия, как в 2011 году, не было с середины девяностых. Что называется, один народ — один лидер. Единственное облачко на горизонте — это выборы в Государственную думу. Их политический смысл разительно отличается от выборов в Заксобрание.

Мартовские выборы были региональными. Их результаты Москву и не потревожили бы, не будь они генеральной репетицией выборов федерального масштаба. Оставайся до госдумовской кампании год-полтора, федеральное партруководство НРО особо и не трогало бы. Мол, это ваши внутренние проблемы, которые вы сами решите. А тут Борису Грызлову пришлось учинить разборки и наказать по партийной линии ряд лиц, а в первую очередь — секретаря областного политсовета Виктора Лунина. По политической линии репрессивных мер не было. Губернатора по стойке «смирно» тоже не поставили. Но скорее всего, именно с него будут спрашивать за выборы в Госдуму, и он лично гарантировал Москве приличный результат.

После выборов в марте 2011 года областное руководство утверждало, что прошедшую кампанию стоит сравнивать с региональными парламентскими выборами-2006, а не с последними муниципальными. Это вызвало критику. Однако справедливости ради стоит сказать, что есть здесь своя логика. Да и сигнал для «ЕР» на выборах в марте 2011-го сугубо тревожный.

В декабре 2007-го на ­выборах в Госдуму «ЕР» во главе с тройкой Шан­цев-Булавинов-Некра­сов в значительной степени поправила ситуацию, сложившуюся после сложных выборов в Заксобрание-2006. На решение аналогичной задачи у нижегородских «единороссов» теперь чуть больше полугода. И в качестве образца брать нужно не ниже среднего результата по России или ПФО. Времена нынче не те, а задача усложнилась. Да и конкуренты в лице КПРФ окрепли.

Денис НИКИФОРОВ: Не надо изображать из Нижегородской области политический погост, хотя за последние полгода упокоились тут многие. На них просто поставили политический крест. Да, в том числе и за результаты выборов. Некоторые сопротивлялись и цеплялись за посты, их оглушали решениями высшего начальства и всё равно закапывали, вместе с амбициями. Сейчас действительно стало тише. Но впереди — большой выборный шабаш. Хватит ли «единороссам» ладана и осиновых колов, чтобы тени прошлого, в том числе в виде весьма скромных итогов предыдущих кампаний, не повлияли на получение нужного результата? Я не знаю.

Есть опасения, что на выборах губернатору придётся в одиночку тащить вагоны с партийными «пассажирами»

Так же никто не знает, что может выскочить из-под поставленного ранее креста. Ну, вспомните, как у нас хоронили коммунистов. Они были объективно слабы, но на последнюю выборную кампанию насобирали пороха, перца, соли и прочих порошков. Пальнули из своего старого мушкета так, что попали. В облпарламент. Правда, не исключено, что самих контузило. По крайней мере, из нескольких источников приходит информация о том, что в госдумовскую кампанию коммунисты особенно бороться не планируют.

А вот о том, как будут работать собственно «единороссы», сейчас никто не скажет наверняка. Там принято одной рукой налегать на весло и грести к результату, а второй — душить соседнего гребца, «единоросса» же. Поэтому я бы не лелеял надежду на среднероссийские результаты в декабре 2011 года, пока за борт не будут скинуты все лишние, то есть те, кто гребёт, но не туда, или не гребет вообще.

В.Д.: У «ЕР» всё закономерно: в 2011 году выявился кризис крупных и средних городов. Та же ситуация у партии власти во многих регионах. Это общее заболевание. Но в Нижнем медвежья болезнь приобрела свою специфику и размах. Тут одна часть «единороссов» действительно боролась с другой. И не на жизнь, а на смерть, то есть с привлечением даже оппозиционных партий — КПРФ, ЛДПР и «справороссов». Видные деятели городского отделения включили в списки своих людей, видимо, не бесплатно. Это давало партиям возможность вести активную выборную кампанию. Не раз в средствах массовой информации сообщалось, что, например, Александра Котюсова в гордумовскую фракцию «СР», а Олега Кима — в КПРФ провели именно денежные мешки из «ЕР». Часто звучали намёки, что и ЛДПР тоже попользовались «единороссовскими» планами. Ну, а потом партия власти удивляется, как же так получилось, что оппозиция подняла голову и пришла в боевое состояние.

Д.Н.: Никто не удивляется. С чего вы взяли? Все всё понимают. Ну, надуло оппозиционным ребятам немного купюр денежным ветром, пошумел политический лес. И стихло. Спрос рождает предложение.

В.Д.: Тогда зачем городское партийное начальство клялось и божилось, что ведёт «ЕР» к результату не ниже булавиновского? И при этом человек Олега Сорокина по имени Алексей Колобов оказывается в рядах «справороссов» в Советском районе. И чего тогда плакать, что «единороссы» теряют 20% голосов?

Д.Н.: Я не видел плачущих лиц. Даже у населения.

В.Д.: А вот в октябре 2010 года как раз население и убивалось в пробках на полузакрытый Канавинский мост и голосовало за мэра. В марте 2011-го люди увидели, что партия власти ослабила хватку — там сплошь и рядом холодный расчёт и предательство. И они не голосовали за «ЕР».

Д.Н.: Помилуйте, большинство избирателей не понимает сути этой «единороссовской» возни. Отголоски скандалов, которые подаются прессой, тоже далеко не всем понятны. Население ничего не получило на этих выборах, кроме заваленных агитацией почтовых ящиков, уклеенных подъездов, собственно бюллетеней, а также крышек для солений с креативным лозунгом «Всем крышка от «Единой России»!» и семян петрушки, которые не проросли в положенный срок. Население аполитично, поверьте. И даже если завтра вы расскажете и покажете, как «единороссы» пьют друг у друга кровь, население не моргнёт глазом, не удивится и пойдёт голосовать за партию власти. Куда важнее, что схема выборов в Госдуму сильно отличается от региональных и тем более муниципальных.

В.Д.: Результат на выборах в региональный парламент делали одномандатники в значительной степени. А на госдумовских выборах одномандатников не будет, хотя территории всё равно как-то поделят между списочниками, но это неформально. И схема, разумеется, будет уже другой. И наибольший вес приобретёт именно областная тройка.

Однако могут ли в этих условиях некоторые особо умные «единороссы» мешать партии власти и помогать оппозиции? Могут. Прямым финансированием оппозиционных партий. Не столько для того, чтобы их люди прошли в Госдуму, сколько чтобы выставить «ЕР» традиционной неудачницей. Какие тут могут быть цели? Например, сфокусировать удар по позициям Шанцева, который будет нести прямую политическую ответственность за выборы федерального уровня. Кому выгодно играть против главы региона? Есть точка зрения, что губернаторам по путинской схеме власти разрешено всё, если на федеральных выборах они дают приличный результат. Нет результата — на выход, а то и стопка уголовных дел вдогонку. За ослабле­нием губернатора следует ослабление лояльного к нему главы горадминистрации Кондрашова и усиление главы города Сорокина. Как вам это?

Д.Н.: Благодаря этому персонажу нашего регионального мирка многие уже прошли на выход. Некоторые даже с вещами по этапу. Просто губернатор как-то слабо видится в образе мишени или человека, не понимающего расклады. Смелость — это прекрасно, она города берёт, и Нижний Новгород не стал исключением. Но у всего есть пределы. В том числе и у терпения к таким вот смелым. Даже вы это понимаете, что уж говорить о тех, кто строит эти расклады и реализует их.

В.Д.: Вряд ли виртуальные заговорщики уже договорились. Скорее всего, они договорятся к осени — сливать «ЕР» или нет. Дело в том, что осенью будет несколько яснее ситуация: кто из дуумвирата — Путин или Медведев — пойдёт на выборы. У экспертов принято считать, что если на президентские выборы пойдёт премьер-министр, с которым у нижегородского губернатора хорошие отношения, то Шанцева не сдвинуть. А если Медведев отправится на выборы, тогда стоит ждать моды на бизнесменов во власти, а не на крепких хозяйственников или управленцев. Но тут есть и другой аспект.

Именно Путин особенно ревностно относится к результатам выборов «ЕР». Именно при Путине стали сравнивать показатели. Правда, эксперты утверждают, что президенту как раз не по нутру монополия партии власти: он за конструктивную оппозицию. Поэтому, скорее всего, наказывать за результаты будет как раз премьер.

Д.Н.: Мне кажется, что с федеральной колокольни плевать на неурожай в нашем колхозе. Один звонок в Москву по поводу пяти тузов в чьём-то рукаве, и любители игры на два фронта станут сами мишенью. Как политик Сорокин должен понимать, что есть муниципальная местечковая политика и есть федеральная. Там всё посложнее будет. Особенно для того, кто как-то странно работал над улучшением партийного результата.

В.Д.: А мне вот интересно, с кем идти губернатору в первой тройке на выборах в декабре? Как никогда узок слой тех, кто может вытянуть избирателей голосовать за «ЕР». Например, годятся ли в помощники депутаты Госдумы Александр Хинштейн и Роман Антонов? Их влияние на севере области достаточно велико.

Д.Н.: Да вы что! Эту фронду только недавно спрятали в политический чулан! Вы где-нибудь видели Хинштейна или Антонова в течении выборной кампании в региональный парламент? И тот, и другой отсутствовали в информационном пространстве. Это результат договорённостей. Но вряд ли призом за молчание будет участие в тройке. Здесь нужны самые что ни на есть пристяжные, так как коренной уже есть. Эти двое пристяжными быть не умеют.

В.Д.: Ну, а кто? Ольга Носкова не очень-то укрепила первую тройку на выборах в Законодательное собрание. Есть ещё пять-шесть реально возможных «паровозов» из числа действующих депутатов Госдумы. И всё равно — есть опасения, как бы не пришлось губернатору в одиночку тащить все эти вагоны с партийными «пассажирами». Кстати, вообще интересно, почему вымываются политики-локомотивы и возникают политики-заговорщики?

Д.Н.: Потому что отменили чистилище — настоящие всенародные выборы.

В.Д.: Да! На прямых выборах всегда засвечивались яркие личности, звёзды публичной политики. Сейчас этого нет или почти нет. Идём к соревнованию брендов партий, которые уже мало с кем можно ассоциировать. И наступает эра заговорщиков.

Д.Н.: Вы правда думаете, что на нашем политическом погосте не найдётся местечко для заговорщиков? Зря. Эти деятели уже встроились в вертикаль власти, а значит на пятки их блестящих дорогих ботинок уже наехал каток губернаторского авторитета. Стоит дёрнуться — можно оступиться и упасть. И не таких пассионариев укатывали. Губернатор, может быть, и не был так строг на муниципальных выборах, — но это вписывалось в его концепт политической войны с Булавиновым. На региональных выборах крайним тоже был не глава региона, а все, кто не доработал, уже покинули свои кресла. Сейчас же наступает эра, когда заговорщикам надо вести себя прилежней.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ