11-06-10

Общество

Об информационных маугли и пользе общения

Я считаю, что у входа в Серый дом, то есть мэрию Нижнего Новгорода, надо повесить мемориальную табличку. «Тут жила и безвременно скончалась грамотная информационная политика. Помним, скорбим». Я бы возложил неувядаемые пластмассовые цветы.

Еще не состарилось то поколение журналистов, которое помнит последних титанов местного самоуправления в Нижнем Новгороде — окающего шахунского гармониста Юрия Исааковича и негнущегося политбойца Вадима Евгеньевича. Той Атлантиды, где мэр всенародно избирался, был харизматичен, общителен и доступен для комментариев, уже не вернуть, поэтому наблюдаем, как власть мельчает. В буквальном и переносном смысле. Мы получили информационно непробиваемую и совсем не сладкую парочку во главе города. Мало того что население их не выбирало, так они ещё и не стараются уменьшить разрыв между властью и обществом при помощи грамотной информационной политики. Открытость властей помогла бы нижегородцам простить закрытость их избрания.

Собственно, возлагать неувядаемые цветы в память об этой самой политике можно было сразу же с уходом из мэрии Романа Скуднякова. Этот шеф-повар информповодов перешел в политресторан напротив — в Белый дом. К нему можно по-разному относиться, и, скорее всего, за тотальной оперативностью и профессионализмом его управления стоит железная дрессура подчинённых. Но владельца ресторана (читай — босса) и клиентов (читай — прессу) не волнует, сколько затрещин получат поварята от шефа. Волнует результат — информационное блюдо, поданное вовремя. И это правильно. Губернатор от такой диеты начал не только про экономику говорить, но петь в караоке-клубе, зажигать в Comedy, расписываться в дневниках отличников, чаще встречаться с прессой.

А в Сером доме к плите встал Дмитрий Раскопин, и стало скучно, как на поминальном обеде. Гречка с подливой и компот из сухофруктов. Хотя рестораторы там самые настоящие, прессу и общество потчуют остывшими подходами после оперативок и пресными телепроектами, на которых со скорбным лицом глава администрации Олег Кондрашов говорит о делах текущих и не менее скорбных. Пресса вилочкой поданное ковыряет, вкусного не видит. У многих уже несварение.

Например, господин Кондрашов может отказаться от встреч с представителями казалось бы родного бизнес-сообщества, от интервью для делового журнала, но при этом не забудет посетить «Кулинарный салон». Обсудить с коллегами-рестораторами качество подготовки кадров. Лучше бы готовил кадры внутри своей администрации. А то некоторые не успев подгореть на работе, прилипли к своим креслам — не отдерёшь, а на вкус — как подмётки.

Структуру Раскопина, сменившего Скудня­ко­ва, разгадать сложнее, чем распутать клубок Ариадны. Кто и за что отвечает? Этот вопрос мог бы задавать древний сфинкс горе-путникам, чтобы пачками сбрасывать их в пропасть. Если раньше городское управление общественных связей было «машиной», то теперь, по признанию представителей журналистского сообщества, это «динамо-машина». «Никого нет на месте», отказ в комментариях приходит в последний момент, наблюдается полная потеря оперативности, рабочий пульс вообще еле прощупывается. А что такое пресс-секретарь без доступа к «телу»? Это диагноз структуре. Её в Сером доме слепили такую, что Церетели вздрогнет и будет плакать во сне.

Мутная и непродуманная информационная политика мэрии некоторыми знатоками возводится в особую высоколобую стратегию. Если цель — всё испортить и сделать из сити-менеджера информационного Маугли, дикого, убегающего в кусты каждый раз, когда кто-то задал несогласованный или колючий вопрос, то господин Раскопин на верном пути. Вспоминается мультик про злыдней — персонажей украинской сказки. Помнится, они поселились у мужика в мазанке со словами: «Мы всё ломаем, всё портим, будем жить у тебя!». И воплотили обещанное в жизнь. Правда, в сказке мужик со злыднями справился. Это по плечу и несказочным персонажам.

Говорят, что председатель Законода­тельного собрания Евгений Лебедев решил проблему спикерской недоступности для СМИ, расставшись с начальником управления, доставшимся по наследству от Виктора Лунина. Якобы последней каплей в его чаше терпения стали письменные жалобы на непрофессионализм служащего. Стоит, правда, выразить респект остальным сотрудникам — они своё дело знают.

Не очень верится в героизм обитателей Серого дома. Просто потому, что Кондрашову ещё не понятно, что быть управленцем городского масштаба — это значит задушить в себе совладельца нескольких провинциальных ресторанчиков с его симпатиями и антипатиями. Управлять городом означает быть выше всего этого, объединять сообщества, прекратить брезговать людьми, делить их на угодных и не очень.

И вот на фоне всего этого происходит невероятное. Оказывается информационный Маугли Кондрашов и сам с усами! В его кустах заготовлен настоящий рояль! Вы читаете новости в уважаемых федеральных СМИ? Якобы сити-менеджер Олег Кондрашов теперь медиамагнат: взял и скупил через «дружественные структуры» телекомпанию «Волга» и ещё ряд печатных и интернет-ресурсов. Учитывая, что даже в ресторанном бизнесе он не был единоличным владельцем, то просто радуешься, как люди всё успевают. Стоило приобщиться к нашему многострадальному коммунальному хозяйству, как сразу в медиамагнатов превращаются. И пока «динамо-машина» Серого дома со скрипом и лязгом переварит информацию, подтвердит или опровергнет её, пройдёт какое-то время.

Коллеги подсказывают, что в одной из социальных сетей господин Раскопин даже возмущался тем, что это самое СМИ у него комментарий не попросило. Да, действительно странно, что не попросило. Может, потому, что не хотелось ждать откровений до морковкиного заговенья?

А пресса уже рисует Олега Кондрашова прямо Бэтменом. Якобы дружественными руками купил СМИ, чтобы спасти «Единую Россию» на предстоящих в декабре госдумовских выборах от позора. Умные люди уже мозг сломали, как поднять такой низкий рейтинг. А оказывается, нужно, как минимум, надеть латексный костюм с плащом и на крыше Серого дома зажечь телепроектор с силуэтом партийного медведя.

Только не думайте, что глава местного самоуправления Нижнего Новгорода Олег Сорокин более открыт в информационном поле. Он тоже никак не перерастёт в себе бизнесмена и не начнёт учиться дружить с прессой, по-прежнему рассматривает под мелкоскопом местную прессу на предмет всякого вранья в свой адрес и тут же пишет в компетентные органы просьбы разобраться. Желательно через возбуждение уголовного дела. Так случилось, например, совсем недавно с колумнистом «Новой» в Нижнем» Виктором Деменевым, который взял и помянул всуе дело братьев Дикиных. Кстати, господин глава города, плохие новости! Президент Дмитрий Медведев предложил вывести клевету и оскорбление из разряда уголовных преступлений, переведя их в административные правонарушения. Теперь читать прессу можно будет без мелкоскопа.

Вот такие у нас информационно открытые городские власти, которым на этой ниве далеко до мэров даже заштатных европейских городков.

Денис Никифоров