11-06-17

Политика

Что имел в виду президент, или Насколько суровы дзержинцы

Принято считать, что каждый визит президента России в регион — это если не импульс к развитию, то повышение рейтинга области, а иной раз и его положения в табеле о рангах среди соседей. Однако последний приезд Дмитрия Медведева, скорее, прибавил Нижегородской области хлопот, чем принёс дополнительных очков. Речь идёт прежде всего о Дзержинске и его экологических проблемах.

Виктор ДЕМЕНЕВ: По словам классика, история повторяется дважды: сначала как трагедия, потом как фарс. В отношении Дзержинска это правило не действует или само срабатывает в лучших традициях фарса. Как только появляется новое городской руководство, мы слышим гневную отповедь всяким гринписам, что город большой химии — не зона экологического бедствия.

Нам объясняют, что это город и для жизни, и для работы. А клевещут на Дзержинск не зря. Мол, всё это исходит от зарубежных исследовательских центров, которые залезают нам под кожу. Желают, мол, через экологические движения выявить российский потенциал по взрывчатым веществам и химическому оружию.

С приходом в Нижегородскую область губернатора Валерия Шанцева, когда была концептуально разработана инвестиционная программа промышленного парка под Дзержинском, аргументация изменилась: мы на зарубежных инвестфорумах рекламируем эту нашу промышленную площадку, а недоброжелатели, которые не хотят серьёзного развития России тут как тут с псевдоаргументами о суперзагрязнении Дзержинска, мол, иностранным инвесторам заходить туда не рекомендуется. Наши власти от этого всего отбиваются, призывают приехать, посмотреть город, подышать свежим воздухом в Желнино. А ту приезжает президент России и линия защиты сломана.

Денис НИКИФОРОВ: А что вам не нравится? Да, мы все помним про войну мэра Дзержинска Виктора Портнова с заявлениями ряда СМИ о том, что Дзержинск — один из самых неблагополучных городов в экологическом отношении. Ему казалось, что подобная информация наносит вред Дзержинску, как городу, который должен быть привлекательным для ведения бизнеса и жизни. От этой борьбы, правда, не исчезали отстойники, накопители и наша гордость — мусорный полигон «Игумново». То есть проблемы никуда не делись. И то, что глава государства с вертолёта увидел их масштабы — это хорошо. Ну, расстроился немного, но зато денег обещал прислать.

В.Д.: Я сейчас скажу крамольную вещь, которую нередко слышу от чиновников среднего ранга. Если раньше власти всех уровней у нас составляли Единый Фронт, дули в одну дуду синхронно и согласованно, то теперь что-то происходит. Нет уже единообразия.

Д.Н.: Да ладно! Ну, чуток разбогатели, купили дудок, теперь дуют в разные. Но мелодия одна и та же.

В.Д.: Вы тоже вспомнили, как региональные и городские власти опровергали все эти сообщения иностранной прессы о том, насколько масштабны тут экологические проблемы. А тут приехало высшее руководство страны и прямо и откровенно излагает иностранную экологическую версию. Медведев показал, что так заниматься экологическими проблемами не надо. Мол, тут всё плохо. И что теперь будет с промышленным парком «Дзержинск — Восточный»? Ведь его уже несколько лет готовят под крупных иностранных инвесторов. Здесь же бросили якорь ряд крупных иностранных компаний.

Мы же вроде уже всем показали, что тут достаточно земельных, энергетических и прочих ресурсов для открытия производств. Даже местные незадачливые экологи рассказали о том, что всё не так плохо. И что теперь делать? Начинать всё с нуля или даже с минуса?

Д.Н.: А вы правда верите, что иностранные компании ничего не знают о проблемах экологии в Дзержинске? Что они послушали местных экологов и сделали выводы? Это не так. Иностранцы всегда полагаются только на собственноручно заказанные экспертизы. И если они строят завод, значит, ситуация их устраивает. К тому же, ни один из этих инвесторов, с которыми региональное ­правительство, конечно, носится, как с писаной торбой, не планирует выпуск продукции, которой важно быть произведённой в экологически чистом районе. Вас будет волновать, что химические добавки в резину, из которой сделаны шины на вашем авто, произведены в не самом благополучном с экологической точки зрения городе? Лично меня — нет. Или теплообменники, или гидравлика для экскаватора вашей компании. Местные бизнесмены огурцы, салатик и прочие вкусняшки в Дзержинске выращивают в теплицах, имеют все сертификаты и возят продукцию в Москву. Говорят, хорошо расходятся.

В.Д.: А у меня теперь есть серьёзные сомнения в том, что у Дзержинска имеются социальные перспективы. Известно, что в последние два десятилетия там замерло жилищное строительство. Однако существуют региональные планы строить 250 тысяч кв м жилья в год. Между прочим, это уровень, к которому мы безуспешно стремимся в Нижнем Новгороде — 1 кв м жилья на душу. Придет ли теперь в Дзержинск инвестор, который будет строить? У меня такое впечатление, что невысокие цены на жильё в городе химиков теперь упадут ещё ниже. Строить там неинтересно и убыточно.

Д.Н.: Строить в Дзержинске жильё уже давно неинтересно. И в первую очередь дело даже не в экологии. Наши люди терпеливы к этим проблемам. Дзержинцы настолько суровы, что спали с открытыми окнами во времена лесных пожаров. Наших уже ничем не пронять.

Просто Дзержинск, растеряв свой промышленный потенциал, загнал своих жителей на грань выживания. Людям не до покупки квартир, им хватает советского наследства, вторичного рынка, они уезжают в Нижний Новгород вслед за работой. И строители придут в город вслед за инвесторами, которые дадут зарплаты, привлекут новую рабочую силу. Вот эта категория и может потребовать нового комфортного жилья, новых микрорайонов. И оно сразу же будет построено. И к тому времени уже никто, кроме нас, и вспоминать не будет, что сказал впечатлительный, избалованный экологически чистыми лесами вокруг резиденций президент.

В.Д.: Сейчас можно сказать, что выделение миллиардов на то, чтобы решить экологические проблемы Дзержинска и его окрестностей, — это хорошо. Тогда окажутся сняты многие вопросы. Ну, а вдруг через некоторое время федеральная власть объявит, что были даны неверные оценки и всё не так плохо?

Д.Н.: Сказанное из уст президента вряд ли будет опровергнуто.

В.Д.: Меня всё равно удивляет непоследовательность. Дзержинск для нас — точка роста, а не бедствия. Нам нужны инвестиции. Неужели нельзя было выработать единую позицию о состоянии экологии? Разве такая «подсветка» для процесса развития нам нужна? Я бы теперь на амбициях поставил крест.

Д.Н.: И совершенно зря. Вы неправильно считываете месседжи, которые сообщает глава государства. Он же наоборот показал, что мол, все, кого волнует экология Дзержинска, расслабьтесь, продолжайте работать, я всё видел с вертолёта, найдём миллиарды и всё поправим. Даже иностранцы вроде бы научились понимать риторику нашего лидера. Тем более он восхитился объемом привлечённых в эту зону инвестиций. Это не может греть душу. И особо обратите внимание — все болевые точки из советского прошлого. Наконец-то настанет время их ликвидировать.

В.Д.: И всё же я теперь на месте регионального правительства начал бы делать упор на российских, а не иностранных инвесторов. Хотя экономический эффект будет иным

Д.Н.: Вы правы, российские инвесторы выгоднее. Они не занимаются многолетним придирчивым отбором подходящих площадок и не роются в регионах, они не просят таких длинных налоговых каникул и льгот. И они не так раздражают местных производственников, которые о спецусловиях уже и не мечтают. Иностранцы же слишком капризны. Они долго выбирают, сравнивают, взвешивают, ищут, где им на копейку облегчат инвестиционное бремя. Поверьте, тому же региональному правительству с ними очень непросто. Вы же помните все эти стенания, типа «Ах, «Тойота» ушла в Ленинградскую область!». Поэтому резон плотнее работать с российскими компаниями есть. Правда, их приход не имеет такой имиджевой составляющей для региона, как у иностранных компаний.

Вы лучше оценивайте не непоследовательность властей, тем более что в целом они последовательны. Теперь есть что отвечать тем потенциальным инвесторам, которые жалуются на экологию. Оцените созданные условия. Дзержинск — город, сидящий на федеральной трассе, 400 км до столицы, железная дорога, речной порт, рядом — аэродром. Энергетики нарастили мощности. Вся инфраструктура для промышленных проектов уже создана. Приходи и работай.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ