11-06-17

Общество

Наши потери в битве за чистоту

Политобозреватель «Новой» в Нижнем» — о мусоре, парковках, законопослушности и АТИшной военщине

Городские власти Нижнего Новгорода просят отсыпать им полномочий для административно-технической инспекции. Видимо, впечатлены успехами областной АТИ, которую возглавляет человек военный и строгий. И хотя городу пока не отсыпали, граждане и юрлица и под чутким руководством областной АТИ ощутили «всю глубину наших глубин».

Вообще, чистота и порядок — это замечательно. Мне тоже приятно, когда мусор вывозится вовремя даже в новогодние праздники. Но я вот когда своего кота учил не гадить по квартире — купил ему лоток с наполнителем. И кот стал законопослушным гражданином, делающим свои дела исключительно в специально отведённом для этого месте, не побуждая меня выписывать ему штрафы тапочкой.

А вот когда меня, дачника, в 250 км от Нижнего Новгорода начали отучать кидать мусор в яму, мне почему-то баков не поставили. Это мешает мне быть законопослушным гражданином. И во избежание штрафов я вожу после каждых выходных в багажнике своего автомобиля пару мешков мусора, чтобы бросить их около своего дома в Нижнем Новгороде. Чтобы город потратил несколько рублей за нищий сельскохозяйственный район. Справедливо? Нет. А меня это уже не волнует!

А ещё меня, автовладельца отучают машину парковать в луже у дома. Мол, тут газон и генеральское ведомство нам с ­соседями даже пламенные письма об этом писало. Ну, газона я там не помню за последние лет так тридцать. Но он бы там, конечно, мог бы быть. Я хочу, чтобы у меня во дворе прекратилось нарушение прав граждан и появились специально оборудованные парковочные места, хоть исходя из каких-то нормативов позднее 1961 года, когда в каждой пятиэтажке было примерно по одной машине. Отсутствие парковочных мест мешает мне быть законопослушным гражданином, господин генерал. За что вы штрафуете людей? А ещё говорят, что теперь без риска нарваться на штраф даже водички в машину не подлить. Нужно это делать не во дворе, а ехать в сервис, видимо. И, надо понимать, это не последнее ужесточение кодекса об административных нарушениях.

Я хочу, чтобы у меня во дворе прекратилось нарушение прав граждан и появились специально оборудованные парковочные места, хоть исходя из каких-то нормативов позднее 1961 года, когда в каждой пятиэтажке было примерно по одной машине. Отсутствие парковочных мест мешает мне быть законопослушным гражданином, господин генерал. За что вы штрафуете людей?

Тема вообще не смешная. Есть цель у областной АТИ, а уж какими средствами она достигается — неважно. Очень напоминает покраску травы и подметание плаца лопатой. Чисто? Да. Неудобно? А не волнует!

Скажете, что виноваты муниципалитеты, что не ставят мусорных баков и не ­организовывают парковок? Наверное, да. Но мы всё ещё живём на одной планете с АТИ, и ей надо понимать бюджетные реалии. Может разок бюджетные десятки миллионов, которые даются на содержание штата инспекции раздать районам на те же мусорные баки? У местного самоуправления, выражаясь образно, денег нет, чтобы всё было по форме. Они у нас в строю по-прежнему в сапогах, трусах и каске стоят. И в руках не автоматы, а сапёрные лопатки. Зачем с них требовать чистые подворотнички, чищеные пряжки, красоту кокард, если на это всё равно нет денег? У нас же в одном месте к приезду президента асфальт шампунем моют и импортными щётками, а в другом — и дорог-то нет, одни направления.

И кстати, перестаньте ссылаться на менталитет, мол, народ у нас неряшливый. Ну, есть и такие, но их не так много. Я в начале июня имел честь посетить праздник в честь светила русской поэзии в Большом Болдино, и одно из самых ярких впечатлений — ­беседа аборигенок о мусоре. Оказывается, в райцентре тоже не хватает мусорных контейнеров. Но население, которое со времён Пушкина жгло отходы на своём огороде или зарывало в навозные кучи, хочет соответствовать. Районная больница, чьи баки забиваются жителями, уже держит круговую оборону и закрывает помойку на цепи и замок. Вот так боремся за чистоту на местах. Хотя это уже не просто борьба. Это война на два фронта — с одной стороны АТИ, а с другой — ищем, куда бросить мусор или поставить машину, бьёмся за бачки и места.

Отдельный аспект — работа инспекции с юридическими лицами. Помнится, у мэра Вадима Булавинова по сути изъяли АТИ под предлогом, что город тонет в грязи. Кстати, я этого не замечал, грязь была, но исключительно политическая. Теперь же глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин хочет усилить городскую АТИ, которая стала бы настоящей дубинкой в руках муниципалитета: «Пришёл, увидел, наказал». После таких речей главы города бизнес, видимо, должен зарыдать. Радовались, что у власти появился бизнесмен? Ну, вот, получите и распишитесь. В бумажке о совершении административного нарушения.

Региональный парламент пока не одобрил подобную инициативу, но документ может быть доработан и в итоге будет принят. Нижегородским компаниям, конечно, будет ни горячо, ни холодно от того, кто их будет штрафовать — областные инспекторы или городские. Кормить растущие штаты налогоплательщикам тоже уже не привыкать. Но так как наметилась тенденция к увеличению числа именно контролирующих чиновников, стоит перейти на осадное положение. У генерала Браницкого не забалуешь. Перефразируя охлобыстинский сценарий знаменитого «ДМБ», «армия — это не просто доброе слово, а очень быстрое дело», то есть штраф. А в войне что главное? Правильно, стратегия. Как мы выигрывали все войны? Пока противник рисует карты наступления, мы меняем ландшафты, причем вручную. Этот же принцип теперь в благоустройстве.

Денис Никифоров