11-06-24

Общество

Чем развлекаются в дворницкой,или Почему саммит прошёл в Нижнем

На последнем заседании Городской думы Нижнего Новгорода глава МСУ Олег Сорокин заявил о том, что город вернул себе доверие федерального центра. Это выразилось в том, что нам дали 3 млрд рублей на строительство метро, а также провели в Нижнем Новгороде саммит ЕС. И возникает вопрос — за что руководству города такое счастье привалило?

Большое событие стало поводом к громким заявлениям: Олег Сорокин объявил, что Нижний Новгород вернул себе доверие федерального центра

Виктор ДЕМЕНЕВ: Если послушать Олега Сорокина, то получается, что федеральный центр не доверял по каким-то причинам бывшему мэру Вадиму Булавинову. Гипотетически предположим, что если бы тот остался у руля города, то не видать нам саммита Россия-ЕС. До октября 2010 года я лично ничего не слышал о том, что Москва не доверяет Булавинову и только что жаждет прихода Сорокина и Кондрашова.

Известно, что губернатор Валерий Шанцев не сработался с мэром Вадимом Булавиновым. Можно предположить, что эти противоречия нервировали федеральный центр. Видимо, губернатор теперь убедил Москву, что дружественная связка «город — область» даст значительно лучший результат. Вот и возникает вопрос: а что, собственно, за последние время сделано в Нижнем Новгороде новой городской властью? На чём основано это доверие к молодёжному тандему, двум Олегам, кроме некоторых гарантий губернатора?

Денис НИКИФОРОВ: А что вас смущает? Какой там федеральный центр? Сам ЕС заценил прорывы Кондрашова и Сорокина! Думаете, зря тут у нас саммит провели? Ну, а если серьёзно, то дайте пионерам удовлетвориться собственной значимостью. Они же не в курсе, наверное, как срочно красили подъезды и ставили фальшфасады, собирали мусор, мыли асфальт с шампунем и убирали несанкционированные стоянки автомобилей граждан, которым кроме тротуаров парковаться негде. Надо было бы это делать в городе с замечательным оперативным управлением и отлаженной системой благоустройства? Ну, цветочков бы подсадили, попросили личные авто убрать и всё.

В.Д.: Тандем областного центра как никакая другая городская власть работает в тепличных условиях. Известно, что, например, администрации Арзамаса и Дзержинска отчитываются в том числе за состояние промышленности, лоббируют интересы заводов своих территорий в правительстве области. В силу того, что региональная власть сидит в Нижнем Новгороде, Серому дому этого делать не надо. У них одна задача — чистить город. Это очевидно и по содержательной части оперативных совещаний: уборка снега, месячник по благоустройству, уборка парков, подготовка пляжей, а потом предзимняя уборка и опять зима с её неожиданными аномальными снегопадами. Городская администрация вместе с аппаратом главы местного самоуправления представляют собой гигантскую дворницкую, куда вот-вот откроют дверь Остап Бендер и Киса Воробьянинов.

Д.Н.: Замечательная аналогия! Только мне кажется, что Остап и Киса уже пришли в дворницкую. Ещё в конце прошлого года. И заняли соответствующие посты. Они точно не мусор пришли убирать. Они заняты другим. Помните, как у классиков? Остап Бендер оказался в тёплой до вонючести дворницкой и начал размышлять о вариантах дальнейшей карьеры.

В.Д.: Когда я слушаю эту кондрашовско-сорокинснскую речь о наведении лоска в городе, вспоминаю оппозиционные интервью Олега Сорокина в его бытность депутатом. Он беспощадно бичевал все эти показушные объезды дворов, покраску в жёлто-зелёные оттенки бордюрного камня. Клеймил это всё клиническими случаями. И требовал стратегических подходов, говорил, что власть не занимается увеличением налогооблагаемой базы, а только ждёт, что в бюджет само с неба свалится.

А что же сейчас? Где стратегия? На оперативках в перерывах между глубокомысленными рассуждениями, как убирать дворы и чистить подземные переходы, вдруг мелькает, что мы план по жилищному строительству не выполнили. Через неделю опять маячок: не добираем денег в размере 500 млн рублей. Но это всё ерунда — дискуссии вокруг переноса рынков стройматериалов за черту города и «отмывания» памятников захватывает в куда большей степени.

Д.Н.: Классика жанра: критикуй досыта, будешь героем, но если возьмёшься за гуж, то скорее всего покажешь, что не дюж. Это касается таких вот персонажей без опыта хозяйственной работы. Если Вадим Булавинов, который лазил по крышам, ездил по дворам и придумал красить бордюры в жизнерадостные жёлто-зелёные краски, был бы злопамятен и располагал соответствующими ресурсами, его широкая бородатая улыбка светилась бы со всех каналов. Я бы специально освоил ведение ЖЖ, чтобы комментировать происходящее. Но Булавинову это, видимо, чуждо, да и партия учит дисциплине. Кстати, а где у нас пяти­звёздочные отели, по которым так грустил депутат Сорокин?

В.Д.: Да, помню, он очень беспокоился, что у нас таковых нет. Всё спрашивал, когда же построят и где. Но строек века не видно.

Мне непонятно, почему федеральный центр начал вдруг так доверять двум нашим городским правителям. Убеждён, что если их поместить в дзержинские или арзамасские реалии, то они сбежали бы через неделю. Опять же, в каком-то из своих интервью, касающихся завода «Старт», Олег Сорокин вполне справедливо сказал, что он «не по промышленной части». Интересно, по какой тогда.

Д.Н.: Ну, понятно, что реалии малых городов куда жёстче. Такие руководящие кресла выдают в качестве наказания. Пять лет строгого ­муниципального режима. Можно, кстати, проделывать это и с чистокровными бизнесменами, которым захотелось власти и оперативного управления. Это будет отрезвлять. И всё же, по какой части у нас господин Сорокин? Он, вроде как, очень любит строить…

В.Д.: И губернатор тоже объяснял, что эти ребята строить умеют. Мол, сделают из Нижнего Новгорода мощную стройку. И что? По моим данным, строят у нас сейчас меньше, чем до кризиса. Помнится, тогда говорили, что город переживает настоящий строительный бум. Сорокин признаёт, что сейчас активных строек у нас практически нет.

Д.Н.: Возможно, сейчас в прокрустовом кресле главы МСУ стало понятно, что муниципалитет не может рулить рынком. И если у нас не было пятизвёздочных отелей, то, может быть, они нам тут и не нужны. Вы знаете, что говорят отельеры? Они спрашивают, зачем нам тут пятизвёздочный отель? Кто захочет содержать этот объект, который практически всегда будет пустовать. Менее амбициозные гостиницы едва имеют загрузку на треть и сейчас придумывают различные формы сотрудничества с туристическими компаниями, чтобы хоть как-то повысить количество гостей. То же и со строительством. Рынки, которые серьёзно упали во время кризиса, ещё стоят на коленях, и никто не знает, когда они встанут во весь рост. Но зато господин Сорокин может почувствовать себя небожителем. Пусть порулит, заставит при помощи административных рычагов строить микрорайоны и пятизвёздочные отели.

В.Д.: Я бы ещё хотел отметить всеобщую надежду на развитие предпринимательства. Но какой фон! Высокая аренда, очередной виток роста тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ, повышение социального налога буквально придавили малый бизнес. В конце прошлого года новая власть, конечно, декларировала освобождение строительного бизнеса от поборов, раздавались призыва не мешать малому предпринимательству. А на практике что? Опять угрозы сноса киосков около торговых центров, упорядочивание работы рынков, лишение минимаркетов права торговли пивом и другими спиртными напитками. А чем они будут торговать, на чём делать выручку? На хлебе, молоке и конфетах?

Д.Н.: Строителям, кстати, тоже уготован пыльный мешок, которым их, видимо, скоро огреют из-за угла. Отчётливо наблюдается тенденция к усилению административно-технической комиссии Нижнего Новгорода. Они просят для неё полномочий у области. Региональный парламент пока не удовлетворил эти «пожелания», но я бы на месте строительных компаний уже забеспокоился. Ибо основной причиной для выпрашивания озвучивается пламенное желание взять в тиски застройщиков, которые мусорят и заборы вокруг своих площадок красят в неправильные цвета. Понимаете, чем пахнет? Новыми административными инструментами для выстраивания барьеров для бизнеса. Думаю, что предпринимательское сообщество — от малого до среднего и чуть крупнее должны остро прочувствовать на себе счастье от того, что у руля города вроде как бизнесмены.

В.Д.: Если суммировать, то обозначается опасный курс. Крупнейшие застройщики, вероятно, как и крупные торговые центры будут в выигрыше, а вот всё, что мельче — в проигрыше. И власть у нас, получается, не просто от бизнеса, а от крупного бизнеса. И линия эта приведёт к серьёзным экономическим издержкам.

Д.Н.: Я бы сказал, такими темпами желаемых долей малого бизнеса в экономике города нам не достичь.

В.Д.: Боюсь, что это единственное, чего мы не достигнем.

Д.Н.: Перестаньте нагонять пессимизм. Я вот оптимист. Знаете, кто такой оптимист? Это не тот, кто не думает, что всё будет хорошо. А тот, кто думает, что не всё будет плохо. Видите, нам федералы подали на метро. Думаю, что пороги обивать и стулья в высоких приёмных протирать пришлось не Кондрашову и не Сорокину. Не их уровень, чтобы миллиарды в шляпу бросили. Это кто-то более важный побираться ездил. Но почему же не приписать победу себе? Поражения же списываем на кого-то. Например, у нас же в «непроезжаемости»дорог зимой и массовых ДТП природа виновата. Так что не нагнетайте.

Людям в дворницкой просто скучно.

Виктор Деменев, Денис Никифоров