11-07-01

Политика

Человек-свисток, или О светлых идеях в голове сити-менеджера

В голову главе администрации Нижнего Новгорода пришла идея. Всем заждавшимся и готовым аплодировать просьба успокоиться и выровнять дыхание. Это не решит проблем с детскими садами, стоянками, пробками и прочей набившей оскомину ерундой. Это окунет нас в ретроспективу — назад в будущее, так сказать.

Олег Кондрашов решил вернуть на главные нижегородские улицы живых городовых

Стоящая в начале Большой Покровской фигура городового на прошлой неделе проиллюстрировала в городских СМИ новую мечту сити-менеджера Олега Кондрашова. Он решил вернуть на центральные улицы Нижнего Новгорода живых городовых: возможно, тот скульптурный перестал справляться со своими функциями. Поэтому надо, мол, завести новых, живых. Функционал у них будет такой же — украшать собой улицы и площади центра города. Мысли о том, что городовые смогут понизить уровень уличной преступности или заставить граждан не мусорить в публичных местах, не сквернословить, пользоваться общественными туалетами, я почти не допускаю. Сейчас объясню, почему.

Функционал новорождённых единиц, претендующих на бюджетное содержание, надо бы прописать. А то ведь в той же российской истории разное бывало.

Например, в далёком 1797 году, на улицах не менее далекого Санкт-Петербурга указом императора Павла I и трудами градоначальника Архарова появился первый городовой-«архаровец». Он, согласно тому же указу, бегал за обывателями, сбивал с их голов сделанные по моде революционной Франции шляпы и срезал отвороты на сапогах, как безбожные и ветреные.

Нижегородские городовые, по мысли господина Кондрашова, будут представлять из себя уникальный микс нынешней полиции, отвечающей за отсутствие хулиганств, и контролёров региональной Административно-технической инспекции, которая как раз за мусором и сосульками следит.

Ожидается восхищение нижегородским креативом на федеральном уровне: Олег Кондрашов планирует презентовать проект возрождения института городовых. Хотя стоит сказать, что идея не нова. Городовых пытались ввести в строй в марте 1997 года в Санкт-Петербурге. Даже устроили торжественный развод на дежурство. От простых милиционеров городовые отличались фуражками с ярко красными тульями. Между собой фуражки городовых разнились только околышами: у тех, кто нёс службу на Невском проспекте и в аэропорту Пулково, околыш был алый, а у тех, кто следил за порядком на Московском вокзале, — черный. Проект как-то не прижился даже в Питере с далеко не таким дырявым бюджетом, как у нас, в очаровательной провинции. Нужно ли говорить, что в целом ряде российских городов дальше установки уличной скульптуры городового не пошли? Не будем поминать всуе все попытки возродить дружины добровольцев и планы увешать центр города камерами слежения за миллионы бюджетных рублей. Институт участковых было бы ещё неплохо возродить. Лично я про них слышу только в криминальных сводках, изобилующих историями, как обыватели неустанно пишут им всякие жалобы и заявления, пока, наконец, не случается страшное, и не подключаются оперативники.

Правда, Олег Кондрашов всё равно уверен, что идея красивая. Городовым форму пошьют замечательную, поставят их на видных местах. Из дореволюционного набора «револьвер, шашка, свисток» доверят только последнее. Ну, и современных средств подкинут — чтобы было чем избиение или ограбление обывателей фиксировать, пока настоящая полиция по вызову не подъехала.

Ведь чтобы браться за возрождение института городовых, муниципалитетам маловато силенок. Городовые и до революции получали жалование из городских бюджетов. Этих служивых не требовалось много. В городах с населением до двух тысяч человек было всего пять городовых. В крупных населённых пунктах полагалось по одному городовому на 500 обывателей. Это гораздо меньше, чем сейчас принято сгонять ОМОНа на место проведения оппозиционного митинга. Об эффективности можно почитать у Владимира Гиляровского: «Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых — Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков… боялась «шпана», а «деловые ребята»… вернувшись с каторги… первым делом шли к ним на поклон. Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века несменяемой службы…» Таких бы завести и не в центре города, а на сормовско-автозаводских окраинах. И выдать им не только камеру и свисток. Был бы толк при правильном подходе. Согласитесь, что замысел Олега Кондрашова ­превратить городовых в «ходячие камеры и единую диспетчерскую службу» — это несколько другое.

Не исключаю, что истинный смысл возрождения службы городовых имеет и оборотную сторону. Идея красива и привлекательна для туристов. В качестве зоны патрулирования городовым предлагается доверить и Рождественскую улицу, вокруг которой кружатся туристические аппетиты городских властей. Представляете, мощёная камнем улица, старый уличный фонарь и городовой в форме. Эффектно. С ними будут фотографироваться, спрашивать, как пройти в музей или ресторанчик, где можно причаститься любимыми купечеством блюдами. Туристов, не нашедших общественный клозет, свистком, конечно, не остановить. И зафиксированных видео преступлений полно в интернете благодаря самому распространенному средству — видеокамере в телефонах самих обывателей. Поэтому суть идеи — дополнить старинные улицы эффектными живыми экспонатами. Мне так кажется.

И тогда не надо ограничиваться городовыми. Давайте возродим институт фонарщиков, лавочников, трубочистов, зеленщиц, водовозов, золотарей, разносчиков всякого товара — от цветов до сбитня, извозчиков и, конечно, бурлаков. Это красиво. Вот тогда на федеральном уровне все точно ахнут и загнутся от зависти. Содержание этих персонажей исторического центра можно возложить на бизнес, который по замыслам, будет снимать сливки с толп туристов, ломящихся тратить деньги в нашем красивом и креативном городе. Золотое кольцо, в которое нас по какому-то недоразумению не включили, само приедет к нам перенимать опыт.

Словом, вот в таком разрезе идея действительно замечательна. Лично я бы получил удовольствие от прогулки по улочкам, которые будут точь-в-точь как на фотографиях Дмитриева и Карелина. Только бюджетное финансирование на эти хотелки городским властям не выпросить. А, видимо, очень хочется.

Денис Никифоров