11-07-01

Культурный слой

Рай для металлиста со стажем

Не знаю почему, но я несколько сторонюсь металлистов. Возможно, оттого, что их музыке не хватает душевности, интеллекта и ещё нечто неосязаемого, что я называю психоделией. Зато там есть угар и хайром можно на концертах помотать. Вряд ли я бы стал писать о группе «Синдром», если бы не наткнулся на довольно свежие их записи в стиле, я бы сказал, бард-рок, то есть гитара, баян, флейта и перкуссия. В песнях альбомов «Монолог о современном искусстве» и «Рай для бездомных собак» даже и мелодий-то, если по гамбургскому счёту, не было, но зато тексты интриговали — в них говорилось о вечных и правильных вещах, хотя и немодных сегодня.

Что касается истории группы «Синдром», то её основоположники над ней постарались, она изложена на нескольких интернет-ресурсах. Все началось пятнадцать лет назад в стенах ННГАСУ, где встретились два Дмитрия — Ламовский и Корчагин. Затем к ним присоединился младший Ламовский, Михаил, и трэш-турбина завертелась. Музыканты по кругу обменивались инструментами, некоторое время с ними играл Михаил Бекетов по прозвищу «Файвел», который вскоре засветится в «Семи штуках баксов» и удерёт в США. Первое выступление «Синдрома» состоялось в 1996-м в кинотеатре «Спутник», играли вместе с «Предпоследним искушением». В конце 90-х участники группы зарабатывали игрой на улице — в переходе на Московском вокзале и на Покровке. Однажды их занесло даже на Арбат. В 2000 году младший Ламовский играл ещё и группе «Скальпель», но уже в следующем году этот проект был поглощён тем же «Синдромом». Удивительно, но попытки записать песни в студии были предприняты лишь на восьмом году жизни группы. После долгих поисков репетиционной базы «Синдром» находит приют в клубе «Надежда», что находится в сормовском поселке Копосово. В этом месте при участии «Синдрома» произойдёт немало металлических концертов и даже фестивалей. Однако в 2005-м группа распадается, объявляются поиски вокалистки. А чуть позже появится экспериментальный симфороковый альбом «Symphonica de’constructivista», записанный при участии ветерана «Синдрома» Дмитрия Ламовского и звукорежиссёра Сергея Сорокина.

«Некоторые до старости будут слушать Slayer»

— Дмитрий, «Синдром» в последние годы отошёл от металла — записывая то симфоинструменталы, то акустику. Вписывается ли это в расхожее мнение, что металл — музыка подростков, и, взрослея, музыкант относится к нему как к баловству юных лет?

— От треша мы отошли по объективной причине, в группе не было постоянного ударника и басиста, а какой трэш без ритм-секции, так что когда они решат свои личные проблемы или появятся новые кандидатуры, то и трэш вернется. А чтобы не стоять на месте, группа делает новый материал в том формате, который на этот момент доступен.

— Так мнение, что металл — музыка подростков, в принципе неверно?

— Мне нравятся многие стили и хотелось бы и в них поэксперементировать, но трэшевого материала много накопилось, да и публика просит старые боевики, так что вернёмся к этому стилю обязательно. Вопрос времени. Откуда взялось такое мнение, честно говоря, не знаю, может, потому, что музыка бунтарская, а молодёжь любит все безбашенное.

— Разве металл — бунтарская музыка?

— Может, я выразился неудачно. Под бунтарством я имел в виду, конечно, не протестное движение, а поведение публики — слэм, мош (агрессивный танец, происходящий на хардкор-панк концертах. — Прим. авт.) Сам по себе металл очень консервативен, но музыканты стремятся к чему-то более свободному в плане выражения — к фолку, джазу, року, альтернативным направлениям, к тому, что не так канонизировано и в техническом, и в композиционном плане. Но конечно, есть личности, которые до старости будут слушать Slayer.

 

Стезя поэта — торная тропа

Сквозь пустоту реальности унылой.

Она — кому Олимп, кому — могила.

Жемчужины искать на дне средь ила

Кому — работа, а кому –судьба.

А в книжных лавках, будто чёрный хлеб,

Идут с лотков либретто мыльных опер…

Спят души безмятежно в клетках рёбер.

Чтоб слышать вечность,

набирает номер

Лишь тот, кто от неона не ослеп…

Фонарь и творец: что общего?

— Ты ведь тоже пишешь тексты песен. Однако для «Монолога о современном искусстве» взял стихи Андрея Дмитриева. Почему?

— Понравились. Он был не против, сказал: «Валяй», вот так и получилось. Кстати, альбом «Рай для бездомных собак» тоже полностью на его стихи. Половина композиций дублируют «Монолог», но этот альбом записан всей группой — с балалайкой, с дополнительной соло-гитарой, и была приглашена флейтистка Диана Осипова, надеюсь, наше сотрудничество с ней будет продолжено. А Дмитриев как автор текстов сотрудничает и с другими коллективами.

— Но прослушав «Монолог», я не могу избавиться от мысли, что всё сделано слишком топорно. Стихи о предназначении человека и поэта и другие высокие темы положены на слишком уж кухонные гармонии. Такова была задумка?

— Была такая задумка. Якобы запись на кухне, где стоит фонограф, из которогои разносится голос автора как бы через года.

— «…Стою у приоткрытого окна,//И думаю о том, что я, возможно,//Сквозь тьму несу такой же свет ничтожный». Что для тебя значат эти строки? Таковы думы музыканта-лузера?

— Ну почему лузера? Это о невозможности до всех на целом свете донести своё творчество, причем о невозможности, как физической, так и технической. Китайцы просто не поймут русский язык, а кто-то даже слушать не станет, ибо приверженец других стилей. Вот и получается: как фонарь освещает малую часть улицы, так в принципе и каждый творец не способен все осветить — да и радиус освещения у всех разный. А ведь на планете существуют люди, которые и про Пикассо ничего не слышали. Совсем темнота!

— Эстетика альбома «Рай для бездомных собак» близка к 80-м годам. Это чуть ли не старый «Аквариум». И местами на Алексея Полковника похоже. Их ты слушал?

— Скорее нет, чем да. Как меломан много чего переслушал, но данное название сейчас в голове не всплывает.

— Если честно я думал, что в Нижнем только один убежденный металлист — это Сергей Горбунов из «Рок-синдрома». Правда, сегодня он играет всё подряд. А часто ли вас путали с его группой?

— Убеждённых много, просто он известен в более широких кругах, в том числе благодаря организации «Вудстокеров» и других мото-байк-фестивалей. С «Рок-Синдромом» нас пока не путали, по крайней мере при личном общении. С Горбуновым я знаком лишь заочно — переписывались по электронной почте лет пять назад. Но не пересекались.

— Да, вспомнил, был ещё один вполне себе металлист — Сергей Чиграков, его дзержинская «ГПД» в 80?е как раз «лила» металл, и, кстати, довольно социальный. По-твоему, металл может быть социальным и проскальзывали ли такие нотки в «Синдроме»?

— Социального металла достаточно много. Темы религии, власти денег, холодной войны, наркомании и социального неравенства часто встречаются у металл-банд и мимо «Синдрома» это тоже не прошло. Есть у нас и тема выборов, и о религии, и роли телевиденья.

 

В окне напротив свет, а значит — жизнь.

И сердца стук наперекор зиме,

В которой голуби, усевшись на карниз,

Как многоточия в законченном письме…

У льда и снега хватит серебра,

Чтоб на него купить весь этот мир,

Что вовлечён в борьбу зла и добра,

Но стал глухим от грохота мортир…

Надежда на возрождение

— Если верить выложенным в сети историям группы «Синдром», то выходит, что группа больше легендарная, чем реальная. Концертов почти не было, записей тоже мало. Но как при этом не сдаваться, репетировать, искать единомышленников? Хотелось ли всё бросить?

— История группы там оборвана, кончается именно на том периоде, когда пошли концерты. Много репетировали, а что до записей — то дело не доходило исключительно по финансовым соображениям. Ведь студенты были, а что же с них возьмёшь? И бросать группу не хотелось. Всегда находились люди желающие продолжать играть в проекте.

 

Отзывалась шагам перезвонами мелочь

В непролазных карманах

изношенных брюк.

Он за пиво, не глядя, отдал, что имелось,

И бутылки стекло зацвело в пальцах рук.

Был апрель, а город спешил на работу,

Тёр асфальт каблуком

и покрышкой свистел,

Он же пил свой янтарь,

словно главное что-то,

Средь безликого камня и суетных тел.

 

— Веришь, что «Синдром» в трэшевой ипостаси ещё возродится? И если да, то чем он будет отличаться от своей прежней инкарнации?

— Рано нас еще хоронить (смеется). Отличаться тоже наверняка будет — все растут, у всех меняются взгляды на жизнь, накапливается опыт. Но в какую сторону будет меняться музыка, сказать сложно. В ближайших планах завершение работы над песнями на стихи Дмитриева. И есть ещё электрический проект на его же тексты, но уже с барабанами, с басом, с дисторшенами. Что выйдет в итоге — панк, гранж или ещё что-то, сказать не берусь, как пойдёт. А проект «Рай для бездомных собак» уже получил «живое» воплощение. Выступали, и ещё будем выступать.

 

Подобием Луны на фоне неба,

Что в сумрачные дали манит взор,

Горит фонарь затеяв с ночью спор,

Который выглядит лирично, но нелепо.

Стою у приоткрытого окна

И думаю о том, что я возможно,

Сквозь тьму несу

такой же свет ничтожный,

Меж тем, земля моя по-прежнему темна.

Вадим Демидов