11-07-08
Культурный слой
Не для ностальгирующих
В издательстве «Новое литературное обозрение» увидела свет «дилогия о хронопах» Вадима Демидова, бессменного лидера группы «Хроноп»
Первый роман «Сержант Пеппер, живы твои сыновья!» известного рок-музыканта Вадима Демидова — авантюрное, социально-психологическое и отчасти сатирическое повествование про героико-драматическую историю популярной рок-группы «Хроноп» на самом излёте советской власти. Страсть к музыке, стремление к свободе, влюбленность в мечту и братство увлеченных людей в их противостоянии всемогущему государству — все это написано азартно и весело, воссоздавая особую энергетику художественного андерграунда тех лет. Действие романа-продолжения «Там, где падают ангелы» разворачивается уже в конце «нулевых», но неразрывно связано и с «лихими» девяностыми. Это гротескное повествование о судьбе интеллектуального постподполья в новое время. Романы написаны человеком, знающим свой материал не понаслышке, поскольку прототипы героев романа — сам автор и друзья его юности, а истории, составившие роман, во многом списаны с натуры.
Андрей Рудалёв, литературный критик: Закат и судороги великой Империи через рок-н-ролльную историю. Обособленная страна, закрытый город, «закрытая», но уже готовая к прорыву в динамиках, музыка, а вместе с ней люди новой формации — «хронопы». Они отрефлексировали восьмидесятые, шагают и дальше вслед за пульсом новейшей истории страны: в фантасмагорию нашего сегодня, а может быть, в новый реализм?.. Главное, чтобы музыка звучала. Отличная музыка, а в этом Вадим Демидов большой специалист. Артемий Троицкий, музыкальный критик:
Вадим Демидов — блестящий автор. Если бы я составлял какой-нибудь хит-парад лучших авторов русского рока, то Вадим, несомненно, вошёл бы в первую десятку. Сегодня он, как и многие умные повзрослевшие рокеры, уже не пытается играть в молодежь и пробует какие-то более взрослые форматы. Демидов написал отличный роман «Сержант Пеппер, живы твои сыновья!», так что его будущее я вижу, скорее, на литературной стезе.
Михаил Бутов, лауреат Букеровской премии, ответственный секретарь «Нового мира»:
Десять лет назад критики в один голос объявляли, что литература подобная «Сержанту Пепперу» никому уже не нужна, вчерашний день, но я вот никогда им не верил. У меня есть чувство, что она снова становится актуальной.
из первых уст
…Меня часто спрашивают, сколько вымысла в «Сержанте», но честно — мне кажется, что я ничего не выдумал. Просто описывал, как «винтились» первые рок-концерты в закрытом Горьком, как менты гоняли с «кучи», где мы менялись пластинками, как органы склоняли рокеров к стукачеству… Все мы тогда занимались одним и тем же — играли любимую музыку, держали фигу в кармане и слабо верили, что режим падет. А прелести режима в закрытом Горьком были еще чудеснее. Тем больнее осознавать, что мы на пороге реставрации…
…Для кого этот роман — сложнейший вопрос. Нет, я уверен, что не для ностальгирующих. Мой импульс — рассказать, как мы жили. Ведь такого романа действительно никто еще не написал. В нем все сошлось — и злоключения на «куче», где горьковские меломаны обменивались пластинками, а хронопы именно на «куче» и познакомились, и наши свинченные концерты, что тоже не было единичным явлениям. В этом романе я даю свидетельские показания о том времени. Да, я что-то гиперболизировал, да, добавил авантюрности, а где-то и разлил сюра, но делал я это лишь затем, чтобы заставить вас прочитать роман до конца.
Из интервью
с Вадимом Демидовым