11-07-08
Культурный слой
Радостный «Шарабан» в пасмурную погоду
Во второй раз прокатился по Щёлковскому хутору фолк-фестиваль «Шарабан-колесо времени» — тут тебе и музыка, и танцы, и разнообразные мастер-классы. Несколько сцен, множество участников… Фестиваль длился целых семь часов, и при этом никто из выступавших не выбился из графика — просто чудеса организации. И это несмотря на пасмурную погоду.
Кустурица и кельтская фауна
То и дело накрапывающий дождь стал доминирующим контрапунктом фестиваля. Во время проверки звука мастер горлового пения тувинский шаман Николай Оорожак попытался договориться с хмурыми небесами, и осадки прекратились — но ненадолго. Впрочем, поклонников фолка дождь не смущал — они выглядели расслабленными, довольными жизнью и все время искали повод пуститься в пляс. И он возник — стоило выйти на сцену коллективу «Свети-цвет» со своей коллекцией русских народных песен. Среди их куплетов я чётко расслышал фразу «и налоги надоели» — видимо, «социальщина» не была чужда и нашим предкам. А под сценой уже сновал шустрый матерчатый конь, и народ стекался в длинный «ручеек». Следом отыграл довольно продолжительный сет «кельтский» коллектив «Athas» — арфа, бойран, гитара, скрипка. Предваряя композицию с кривым размером «Ночная кобыла», лидер группы Надежда Рыбакова пообещала самые непредсказуемые последствия вплоть до урагана, но предсказание, к общему благу, не сбылось. Кобыла, кстати, оказалась не единственным представителем фауны, вынесенным в название пьесы — игралась еще и «Хохлатая курица». Наталья Спирина, скрипачка, отыграв программу, рассказала, что средневековый галльский автор не знал, как назвать свою музыку, и подыскал ей имя, увидев бегающих кур.
Фестиваль обрёл новую тональность, стоило на сцене появиться питерскому квинтету «Добраночь», который смешивал балканскую музыку с еврейским клезмером. Это как Кустурица, заблудившийся на одесском Привозе. Туба с поясным бас-барабаном создавали упругий ритм, и на эту основу нанизывались наигрыши кларнета и скрипки. Никакого хмурого рока — только жизнерадостное деревенское звучание. Вокалист Митя Храмцов, как заправский массовик-затейник, не экономил на песнях с манерным одесским выговором, и деревянный поддон перед сценой уже не вмещал всех танцующих. Шоу «Добраночь» постепенно превращалось в старый добрый кабак, но за это мы балканщину и эти вечные «Семь-сорок» и любим — под них получаешь совершенно невероятный вштырь, и никакая другая музыка его не даёт.
Монолог русского пейзажа и «флоу» на батарейках
Организатор «Шарабана» Елена Большакова, конечно, большой молодец: собрать в одном месте столько классных составов — это замечательно, но она ещё и спела со сцены под аккомпанемент кларнета Натальи Покровской (группа Fa’ata»). Да, это просто русская песня. Этакий монолог русского пейзажа, молитва про народную волю и народную долю, про фатализм и неизъяснимость. Хотелось ещё — но дуэт уже покинул сцену, которую тут же оккупировал московский бэнд под названием «Yoki». Забегу вперёд батьки и скажу, что это было лучшее фестивальное выступление, явная удача. Поговаривают, что полный состав «Yoki» насчитывает 16 душ, но до Нижнего доехали только шестеро — но и эти дали жару. Кстати, не так-то просто их музыку расклассифицировать: world music — слишком обширно, этно-фьюжн –по-джазовому непонятно, фолк-рок — слишком узко… В общем, это экспериментальный проект, в котором сплавляются авторские тексты, разухабистая народная мелодика и стремительный ритм мегаполиса. Слышатся и латино-американские, и азиатские, и африканские мотивы. Поначалу хочется «Yoki» сравнить с питерскими «Колибри», но москвичи гораздо живее, потом думаешь, что это чуть ли не «Блестящие», только без эстрадного глянца и пошлости. А под конец просто радуешься — ибо точный аналог к москвичам просто не подобрать. Ольга Ларионова и Елена Дзюба, две вокалистки, отрабатывают концерт так, словно у них внутри батарейки с непрерывным подзарядом. Они жестикулируют, гримасничают, просто пульсируют и успевают дудеть в экзотические дудки — например, гусь и окарина. Сами музыканты называют свой стиль «флоу», что значит «течение».
Раскосая скифская сила и индийская гармония
Сменившая их на сцене нижегородская команда «La Bomba» оказалась в каком-то смысле той же крови, правда, исполняющая исключительно наследие Острова свободы — сальсу. Группа новая, молодая. На гитаре — вездесущий Саша «Хирург» Охлопков, у микрофона -энергичная Чинара. Незнакомых мелодий не звучало, такое ощущение, что весь репертуар «Ла Бомбы» — сплошь любимые и родные песни. И вновь танцующим было подо что размять ноги. Тем более тучи разнесло, и выглянуло солнце. Кубинская лента Мёбиуса явно пришлась публике по душе, но следующим должен был появиться тот самый шаман Оорожак (по выражению Большаковой, «вишенка на фестивальном торте»), и перед сценой образовался заинтересованный полукруг. Тувинец, облачённый в шлем из перьев и пестрый халат, с четверть часа сидел на сцене с закрытыми глазами, в это время его аккомпаниаторы из московского проекта «Safety Magic» накрывали толпу шуршащим нойзом. Внутренний сюжет выступления держался на сокрушительной раскосой скифской силе и особой витальности шамана. Его и слушали иначе — думая о своём, заглядывая в собственные бездны. Закончив петь, Николай словно завернул фестивальную гайку до отказа — и хотя на сцену вышел ансамбль «Турья» с индийскими рагами и каввали, это уже был эпилог. «Турья» переводится как «Тишина», и их музыка установила внутреннюю тишину и гармонию на Щёлковском хуторе. «Шарабан» остановил своё колесо, но надеюсь, до следующего лета оно не заржавеет.
Вадим Демидов