11-07-15

Экономика

Закончился ли кризис?

Региону предстоит догонять докризисные темпы развития

Громкое заявление губернатора о 2010?м как о послекризисном годе как минимум стоит, думается, подвергнуть сомнению.

Губернатор утверждает, что областное правительство «правильно выбрало приоритеты» для борьбы с кризисом. В первую очередь, речь идёт о программе поддержки ГАЗа, которую «стали тиражировать на других предприятиях, и эта работа не прекращается по сей день». Надо ли поддерживать ГАЗ или стоит отпустить автогигант в свободное рыночное плавание — кулуарные дискуссии ведутся не первый год. В федеральном правительстве решили, что ГАЗ нужно сохранить во что бы то ни стало. В предприятие закачали сотни миллионов бюджетных рублей. Сегодня завод по-прежнему в долгах как в шелках и гасить их нужно будет не один год, однако ГАЗовский конвейер в настоящее время работает почти без остановок. Коллеги рассказывали, что на одном из кризисных совещаний промышленников с участием губернатора руководство ГАЗа подверглось критике от уважаемого представителя директорского корпуса за недостаточное внимание к проблемам смежников предприятия. Глава региона оперативно поспешил напомнить выступающему, что является членом совета директоров предприятия и не позволит прилюдно портить репутацию ГАЗа. Кстати, «непримиримость» и «твёрдость», с которой менеджмент и пиар-служба предприятия отстаивали репутацию автогиганта в СМИ в кризисные годы заслуживают, на наш взгляд, отдельного разговора.

По словам губернатора, в 2008-м доходы областного бюджета составляли 104,6 млрд рублей, а в 2010-м — 106,8 млрд рублей. «Мы даже немного подросли за время кризиса», — с гордостью сообщил Шанцев. С другой стороны, инфляцию (и не самую маленькую) в России пока ещё никто не отменял. Губернатора больше волнует, что благодаря кризису область снизила темпы своего развития, предусмотренные стратегией развития региона до 2020 года. По причине случившегося кризиса, за два предстоящих года экономика региона (если ориентироваться на показатели стратегии развития) должна расти более быстрыми темпами, нежели те, что были изначально заложены в стратегии. Например, ежегодный рост по всем отраслям производства в Нижегородской области должен отныне составлять не менее 7—8%. Предстоящие два года (2011—2012) губернатор назвал годами компенсационного роста региональной экономики. Грубо говоря, региональную экономику как коня, сделавшего незапланированную остановку в пути, придётся слегка пришпорить. Зачем? Всё очень просто: если будем двигаться в соответствии с названными ежегодными темпами развития, к 2020 году экономика Нижегородской области должна выйти на уровень средней европейской страны. Надеемся, что ­европейский уровень коснётся и заработных плат нижегородцев, которые сегодня в несколько раз ниже среднеевропейских заработков.

С другой стороны, где взять резервы для ускоренного роста региональной экономики, пока не очень понятно. Если судить по озвученным выше цифрам доходов областного бюджета, регион кризис во многом преодолел. Однако инвестиционная активность в Нижегородской области в 2010 году снизилась примерно в два раза — с 200 млрд рублей в 2008 году до 100 млрд в 2010 году. Это обстоятельство больше всего тревожит нижегородского губернатора, поскольку, по словам Шанцева, «уровень инвестиций — единственный регулятор рыночной экономики». Но непонятно — если в прошлом году инвестиционная активность в регионе снизилась в два раза, почему эта самая активность должна расти в году нынешнем, да ещё и ускоренными темпами?

Сергей Анисимов