11-07-22

Культурный слой

«Излишняя продуманность превращается в надуманность»

«Растяпино Brothers» — из тех редких команд, которая после некоторого перерыва пытается вновь войти в рок-н-ролльную реку, обрести новую карму. В рок-музыке сложно быть актуальным, когда размениваешь пятый десяток, однако Игорь Пестов, кажется, не испытывает буридановых терзаний, он создал крепкий коллектив и нацелен брать города и страны.

-В прежнем «Растяпино» ты был всего лишь гитаристом, а тут и композитор и продюсер. Тяжела ноша?

— Да, в первый раз окунулся во всё это. Физическая нагрузка огромная. Музыкант приехал в студию, отыграл свой трек и всё, а ты с каждым из них работаешь, сам как лакмусовая бумажка — каждую партию пропускаешь через себя. Я понимал: надо сделать дело. Но если бы я относился к музыке как к работе — то очень бы уставал. Потому настраивался получать удовольствие от процесса. И получал. Ноша тяжела, потому что постоянно недоволен тем, что ты делаешь. Бывает, встречаешь недопонимание. Ты в песню вложил кучу времени и энергии, а она не доходит до людей. Но зато им нравится та, которая тебе кажется проходной. Сколько людей — столько мнений. Иногда что-то наигрываешь, что тебе и не нравится, а кто-то говорит — «классно».Просто у него мозги по-другому сделаны. Видимо, не всегда стоит ориентироваться только на свое видение.

— Записывается ли твоя музыка с ретро-привкусом на цифровое оборудование?

— Тут всё упирается в бюджет. Мы потратили 150 тысяч. Получить винтажный звук за эти деньги в другом месте мы бы не смогли. Нас записывал Саша Репьев, не секрет, что он воспитан на другом звучании, на иной музыке. И когда шла работа над сведением звука, над панорамированием, очень важно было сойтись с ним в одной точке и выстрелить. Важно упомянуть Гришу Матюкова (автор и вокалист прежнего состава «Растяпино».?— Прим. авт.), вместе с которым мы вырабатывали концепцию общего звука и выдавали Репьеву наше общее видение. И Саша гибко себя повёл, потому альбом и звучит хорошо, ровно так, как мы задумывали.

— Изменилась ли группа за время работы?

— Я сам здорово изменился. Стал иначе относиться к вокальным партиям, по-другому стал петь. Алекс великолепно ставит вокал, раскрывая многие приёмы. При желании человек может испытать эти приёмы и тогда наверняка почувствует разницу: как пел до и как -после. Я и на гитаре стал играть намного аккуратнее. Альбом послужил пружиной, которая разогнулась и придала тебе ускорение. И та программа, что появилась после записи альбома — более взвешенная и мелодичная, отсутствуют скучные пентатонические соло. Изменилась и группа. Появились завышенные требования к звуку. Мы остались недовольны звуком баса, и это привело к тому, что приобрели Игорю Шивырову «фендер джаз-бас».

— Не хотелось какой-то из записанных треков выбросить из альбома?

— Зачем что-то выкидывать? Это история. Всего 12 песен, все разные. Возьмём старое «Растяпино» — некоторые песни мне тогда не нравились, а сейчас я их слушаю с удовольствием. Надо вообще все писать, только бы позволял бюджет.

— Как работалось с «Дамскими пальчиками»?

— У нас записывались три «пальчика» — Лена, Галя и Наташа. Лена очень понравилась — она, как цемент, связывала «бабочку» Галю и «стрелу» Наташу. Галя — хулиганка: ей говоришь, не надо глиссандо, она его обязательно сделает. У Наташи куча идей. Лена — фундамент. Её соло на виолончели я заслушал до дыр — и мурашки всё ещё пробегают. «Пальчики» грамотные, с ними репетировать — удовольствие. А столько эмоций! И понимают с полуслова — я только напеваю мелодию, а они её уже на троих раскладывают. Но у них свои тараканы в голове, и часто они предлагают не то — ведь к тебе в голову не могут залезть. И приходилось потихонечку направлять их талант на свои рельсы.

— Как сегодня играть блюз, не впадая в банальность?

— Музыку надо делать с душой, нужно поймать волну. Лет 10 назад мы писали песни со старым «Растяпино» на радио. Я тогда был просто гитаристом. Приехал с температурой, меня клонило в сон. И вдруг меня Гриша будит — пора соло играть. В полунирванном состоянии я наиграл блюзовое соло, и — удивительно — до сих пор его слушаю с кайфом, насколько там всё интуитивно сыграно! Может, так и надо — выйти из себя, оторваться… Излишняя продуманность превращается в надуманность, мешает самой музыке. У меня получается оторваться, когда я играю на «золотом горле». Это сложный инструмент, когда играешь, почти не видишь гриф гитары. И ты задираешь гриф, косишься глазом. И благодаря сложностям — возникает эффект спонтанности. Когда человек пытается развернуть свою душу — возникает нечто интересное.

— Это из метафизики…

— Но ведь музыка нематериальна. Она свалилась непонятно откуда. Твой левый рог настроился, и она вдруг пришла…

— Если бы ты мог пригласить в «Растяпино» самых лучших мировых звезд, кто бы вошел в «супер-дрим-тим»?

— Возможно. Джефф Бэк, Стив Рэй Воен… Среди современных музыкантов слишком много спортсменов и циркачей, а я их не люблю. Пригласил бы Тони Левина со смычковым басом. Интересно, как он будет перекликаться с Игорем. А на вокал пригласил бы Сапунова из «Воскресенья».

— А почему не Чижа?

— Я ему ставил наши песни — ему не понравились. «Не прохилял их», — сказал. Теперь покажу готовый альбом. Может, он изменит мнение. Я не расстраиваюсь — мне ведь тоже не все Серёгины вещи нравятся, правда, от некоторых я просто обалдеваю…

Вадим Демидов