11-07-22

Политика

К обострению готовы

КПРФ, блеснувшая акцией Народного ополчения в Нижнем Новгороде, далеко не так прогрессивна в нашем городе, как могла бы быть. Создаётся впечатление, что нижегородские «левые» находятся в полупозиции: они и обновляют ряды, и держатся за старое. Коммунисты готовятся победить на выборах в Госдуму и не верят в победу.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Когда в марте 2001 года КПРФ подсчитала свои голоса, у них было ощущение победы. В Арзамасе очевидная победа, в Нижнем Новгороде и Дзержинске примерный паритет с «Единой Россией». И это притом что в областном центре «левые» так и не использовали свой ресурс в Канавинском и Советском районах. Можно было бы прибавить жару в Ленинском и Автозаводском районе. Думается, в марте коммунисты должны были взять на 5—8% больше, чем получилось.

Денис НИКИФОРОВ: Чтобы брать больше, надо перестать бояться перемен. А в коммунистических рядах к ним пока относятся, как черти к ладану. Им страшно, когда приходят молодые и деловые, да ещё с деньгами. Ведь на самом деле решение о привлечении нескольких бизнесменов далось коммунистам очень нелегко. Конечно, у них острая нехватка финансов, чтобы вести полноценную кампанию, у них кадровый голод, так как не нашпигуешь список пламенными пенсионерами. И это перевесило страх. В марте «левые» ощутили вкус победы — и нет наркотика страшнее. Тех 5—8%, о которых вы говорите, им никто бы не дал приплюсовать к имеющемуся результату — провал партии власти и так был оглушителен. Но коммунистам и в декабре хочется всех удивить. Правда, надо опять решить вопрос с финансированием и разобраться с кадрами.

В.Д.: Знаете, у меня возникает вопрос, доступна ли им эта новая победа? Сейчас в Законодательном собрании мы видим, что есть некий уровень, позволяющий партиям биться по самым принципиальным вопросам. Наличие трети списочного состава, то есть 17 депутатов из 50, позволяет выдвигать своего кандидата в члены Совета Федерации, ставить вопрос о депутатском расследовании. У коммунистов всего 12 депутатов и чтобы представлять собой грозную силу, им не хватает пяти голосов.

Выйти из ситуации «левым» может помочь блок или временное соглашение с ЛДПР, «эсерами», что в нынешних реалиях представляется невозможной затеей. По крайней мере, «справороссы», имеющие четыре мандата, игнорируют предложения о совместных акциях с КПРФ.

Д.Н.: Кстати, я бы отметил, что все эти навыки в заключении временных соглашений и блокировке с другими группами депутатов по отдельным вопросам — это тоже свежий навык нижегородских коммунистов. Навык политической борьбы. Как говорят старые коммунисты, партия стала более беспринципной — берёт деньги у бизнесменов, позволяет себе договариваться с конкурентами. Хотя на самом деле, партия в регионе просто овладела политическими приёмами, без которых её можно было бы уже хоронить.

Ну, а «единороссы» получили головную боль в виде гремучей смеси железных ленинцев, бизнесменов и смелой молодёжи. Аббревиатуру КПРФ «медведи» расшифровывают как «Коммерческая партия Российской Федерации», но почему-то есть ощущение, что они просто завидуют.

В.Д.: Оппозиционным партиям стоило бы не зацикливаться на старых обидах и подозрениях, а например, создавать консультационную группу по взаимодействию. А то получается следующее: «ЕР» и КПРФ впадают в договорённости, а «справороссы» остаются в стороне, поскольку обиделись. Или коммунисты потом не идут на соглашение, так как их что-то не устраивает.

Д.Н.: Ну а что вы хотите? У партий в нашем региональном парламенте слишком много нереализованных амбиций.

В.Д.: Кстати, у коммунистов их становится всё меньше, так как фракция-2011 ведёт себя более активно, чем фракция-2006. Поставлен вопрос о снижении транспортного налога, активно обсуждаются бюджетные вопросы, как в части отдельных расходных статей, так и дефицита. Такой резкости в предыдущем созыве у КПРФ не было. Несколько раз коммунисты консолидировано голосовали против по резонансным вопросам. Острее стали полемики — коммунисты реально демонстрируют свою оппозиционность. Кстати, «справороссы», которые называют себя оппозицией, обычно голосуют, как партия власти.

По некоторым данным, не за горами вопрос о первом депутатском расследовании в Заксобрании. Это самое главное оружие в руках представительной власти в части её контрольной функции. Известно, что в прошлом созыве было одно такое расследование — «капстроевское». Инициировали его тогда депутаты из «Единой России». И главного инициатора среди депутатов уже нет.

Д.Н.: Это понимаем не только мы с вами. Поэтому сейчас, в преддверии госдумовской кампании, власть сделает всё, чтобы не вооружить коммунистов таким инструментом. У «левых» много интересной информации по ситуации в регионе, так что тем для расследований может быть дикое множество. Если закон о депутатском расследовании будет принят, «левые» сразу учуют запах «единороссовской» крови. И тем такая вакханалия вовсе ни к чему.

В.Д.: Думаю, КПРФ сейчас как раз набирает материал для отчёта перед избирателями за период с марта по декабрь. Правда, есть и другая линия в КПРФ, согласно которой сие не конструктив есть, а просто спасение страны. Под эту фундаментальную идею и создаётся Народное ополчение. Тут используется символизм, который иногда срабатывает лучше, чем какая-то реалистичная конкретика. И логика Геннадия Зюганова и Николая Рябова понятна. 1612 год — освобождение Московского кремля, 1812 год — освобождение Москвы, а 2012 год — третье освобождение столицы от антинародных сил.

Д.Н.: Да, с периодичностью в 200 лет. Очень символично. И как «единороссы» упустили такой креатив?

В.Д.: Это повнушительнее, чем «единороссовский» Общероссийский народный фронт. Так выборы в Госдуму станут генеральной репетицией перед третьим пришествием освободителей. Это позволит прикинуть расклад сил.

Д.Н.: Мне кажется, коммунисты даже в таком откровенном противостоянии со своим ополчением против Народного же фронта всё равно действуют с оглядкой.

В. Д.: Безусловно. Заметно, как Зюганов, будучи в Нижнем Новгороде был осторожен, пошагово прикидывая, убавить тон или усилить риторику. И одно крыло коммунистов уже недовольно этой осторожностью — это ленинцы со стажем. А те, кто примкнул к КПРФ недавно, особенно выходцы из бизнеса, не уверены, что речь идет о взятии власти всерьез и надолго. Они вспоминают проклятие 1996 года, когда власть у коммунистов почти была в руках. Есть, конечно, и такие, кто живет предчувствием гражданской войны. И они сейчас думают, стоит ли игра свеч.

Д.Н.: Осенью обострения только усилятся. И не потому, что это сезонное, а исключительно из-за начала реальной выборной кампании. И внутренняя борьба любителей конструктива и отжимания у «единороссов» жёлтой майки лидеров и сторонников битвы и крови только усилится. Причём если бы не весенний успех КПРФ в целом ряде регионов, этого жара и не было бы. Вкус победы с одинаковой силой подстёгивает и умных, и безумных. И я не завидую руководству КПРФ. Партийным лидерам приходится балансировать на весьма зыбком поле.

В.Д.: Именно так. Одна группа нижегородских коммунистов считает, что за голоса избирателей надо продолжать бороться. Как это делали в марте 2011 года братья-бизнесмены Александр и Сергей Кузнецовы, а также Владимир Буланов. А другие партийцы привыкли подбирать лишь подкинутое партией власти. Опасность заключается в том, что последние могут взять внутрипартийный контроль в свои руки. И партия пойдёт на выборную кампанию, не тратя на неё ни копейки денег, даже без агитации, на одной идее, как когда-то.

Д.Н.: Есть такая опасность. Мол, у нас сильный бренд, кипение умов с весны, хорошие результаты на прошлых выборах — мы и так прорвёмся. И отодвигают красный бизнес подальше от знамён, думают обойтись без бюджетов. Боюсь, что это, как говорится, «эпичная ошибка». Так можно потерять все наработки весны 2011 года! Правда, есть очаги в регионе, где кипение КПРФ не снижает градус. К этой категории относится Арзамас. Но этого мало!

В.Д.: Да, там настоящий центр активности КПРФ. Фактически именно из Арзамаса и начнётся шествие КПРФ по региону. Однако решающее сражение стоит вести все же за Нижний Новгород. Но тут, видимо, есть какие-то компромиссы с действующей властью, соблюдение баланса интересов.

Д.Н.: Думаю, современные коммунисты не стремятся бороться за получение власти. Им не протиснуться к ее рычагам. Поэтому есть цель работать на увеличение результата в декабрьскую кампанию, возможно, чуть нарастить фракцию в Госдуме. И сейчас стоит запереть в дальний чулан всех неконструктивно буйных, решить кадровый вопрос и начать полноценную предвыборную работу.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ