11-07-22

Общество

Пивная депрессия

Сейчас в кинотеатрах для просмотра фильмов в формате 3D раздают специальные очки. Похоже, депутатам Законодательного собрания Нижегородской области 28 июля тоже понадобятся очки. Специальные. Двойные — с тёмными и розовыми стеклами.

В очках с тёмными стеклами они будут рассматривать вопрос о налоговых льготах для пивзавода «Хайнекен», а розовые необходимы, чтобы морализировать об ограничении розничной продажи и потребления пива.

Второй вопрос комитет Заксобрания по аграрной политике обсуждал 19 июля. Утверждалось, что растёт количество преступлений, которые совершаются в нетрезвом виде. И тут мы по негативной динамике якобы обгоняем другие регионы. Та же самая тенденция наблюдаетсяи в отношении подростковой преступности.

Отсюда родилось предложение: не только расширить перечень мест, где запрещена продажа пива, но и запретить употребление пенного напитка в общественных местах. При этом много похвал было обращено в сторону федеральных властей, которые чуть опередили областных законодателей. Президент уже приравнял пиво к алкогольным напиткам.

Интересно, что 20 июля на заседании комитета Заксобрания уже по экономике те же самые депутаты, которые клеймили употребление пива гражданами, рассматри­вали вопрос о предоставлении льгот пивзаводу «Хайнекен». До этого они успели обсудить вопрос предоставления льгот Заволжскому моторному заводу, и цифры депутатов не вдохновили. Они не скрывали, что на ЗМЗ не тот размах, который нужен российскому автомобилестроению. А вот перспективы пивзавода смотрелись иначе! Инвестиции миллиардные! Только бюджетный эффект — 10 миллиардов рублей. А льготы всего лишь в сотни миллионов рублей. Депутаты изобразили восторг — нечего спорить, цифры приятные, миллиарды!

И тут некоторые коллеги начали мягко протестовать. Мы же, мол, боремся против пивного алкоголизма. Через 20 лет попустительства пьянству власть наконец-то предпринимает шаги, чтобы предотвратить вымирание народа. А тут теперь не просто дают зелёный свет строительству пивзавода, но ещё и льготами производителя алкоголя стимулируют. Что это, мол, такое?

Чтобы пиво конвертировалось в миллиардные поступления в бюджет, его должны купить и выпить на многие миллиарды рублей. Это, по логике производителя, должны будем сделать мы и наши дети

Глас вопиющих в пустыне был перекрыт доводами одобряющих развитие пивной индустрии. Мол, друзья, вы не понимаете, какие суммы пойдут в бюджет области. И была ещё одна великолепная реплика: «А кто сказал, что всё пиво будет продаваться в Нижегородской области?» И правда — пиво пойдёт в продажу и вне нашего региона. Пивная оппозиция открыла ответный огонь: «Да если они своё пиво будут продавать в Голландии, то нет проблем. И пусть завод свой строят там же!»

Перекрёстный огонь усилился. «Друзья, вы не понимаете. Они завод всё равно построят — не у нас, так в другом регионе. А лучше бы у нас — такие поступления в бюджет!»?— уверяют представители пивного лобби. «А как же наши дети, пиво убивает людей каждый день!» — недоумевали оппоненты.

И посыпались железобетонные аргументы на тему, что законодатели не занимаются вопросами о социальном эффекте, речь идет об экономической стороне дела. Главное — миллиарды руб­лей в бюджет.

Вообще-то, странная логика. Даже если отрешиться от моральной стороны дела и ограничиться только экономикой. Давайте посмотрим на всё не только через розовые очки. Чтобы пиво конвертировалось в миллиардные поступления в бюджет, его должны купить и выпить на многие миллиарды рублей. Это, по ­логике производителя, должны будем сделать мы и наши дети. А у нас как раз борьба против пива и за здоровый образ жизни: мы тратим миллиарды на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов. Чтобы видеть своих детей не с бутылкой пива в руках, а спортсменами и здоровыми людьми. Депутатский подход, что пить будут не только в Нижегородской области, но и в других регионах, никого не убеждает. Мы, вообще-то, все в одной лодке, это и делает нас народом одной страны. Тезис о нижегородчине, как оазисе, где будут только производить пиво, пить которое будут где-то в других местах, — рассуждения для недалёких людей.

Почему есть у многих уверенность, что никаких пивных миллиардов мы в бюджете не увидим. Эти ребята свой бизнес-план составили тогда, когда мы надеялись, что пиво вытеснит водку. Сейчас они понимают, что ветер подул в другую сторону, но какие-то деньги уже вложены в разработку проекта и другую подготовку. Производитель уже раскрутил маховик. Он ещё надеется, что Россию ждёт пивной путь.

Не окажемся ли мы с пивзаводом, ростом потребления пива и без средств в бюджете? Ведь государство борется с потреблением этого алкогольного напитка. И потом нам производитель скажет что-нибудь такое: «Миллиардов не ждите. Сами виноваты — ограничили потребление всей своей административной мощью».

Впрочем, нижегородские депутаты доказывают, что нет ничего невозможного. Главное вовремя менять очки. Тёмные и розовые.

Виктор Деменев