11-07-22

Культурный слой

Театралы в астрале

Реальное сообщество ещё только предстоит создать

Конец театрального сезона ознаменовался событием, которое продолжают обсуждать, даже находясь в отпусках, в перерывах между поездками в деревню и обратно. Приволжский филиал Государственного Центра современного искусства и «Новая газета в Нижнем» провели круглый стол с провокативным названием «Чего боится нижегородский театр?». Дискуссия проходила в отреставрированном Арсенале, что само по себе символично и показательно: территория искусств это как раз то место, где и стоит говорить о художественном языке произведений искусства, любого, в том числе и театрального.

Фото Георгия Ахадова

Предполагалось, что участники этого круглого стола попытаются ответить на несколько вопросов: каким должен быть театр в начале нового века и нового тысячелетия? Что подтвердил или опроверг завершающийся театральный сезон? Почему продолжают говорить, что Нижнего Новгорода по-прежнему нет на театральной карте России? Что нужно сделать, чтобы переломить ситуацию? У нас ещё будет возможность процитировать высказывания участников этой дискуссии. Перед началом нового сезона как раз не лишне, уже отфильтровав эмоции, вслушаться в слова, которые звучали за этим кругло-квадратным столом. Сейчас пока — лишь фрагменты и первые ощущения.

Спектакль минус деньги?

Надо сказать, организаторы встречи попытались сразу озвучить некую мини-конвенцию. А именно: давайте договоримся, что современный театр — это не только Театр.doc или Фабрика; что сегодняшнее обсуждение — не какая-то фронда или альтернатива по отношению к «большим» стационарным театрам. Мы просто пытаемся найти болевые точки и инструменты развития. Директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор вообще взмолилась: «Давайте поговорим не о деньгах и недвижимости, а об искусстве!». С такой постановкой вопроса большинство собравшихся не согласилось.

«Мы отстали навсегда!»

Формула «Театр минус деньги» сегодня доказала свою неработоспособность, убеждены практики. Времена, когда было достаточно небольшого театрального коврика, расстеленного на главной улице города, безвозвратно миновали. Невозможно анализировать язык художественного произведения, его современность или архаичность, если у театра нет возможности развивать этот язык. В театре, как известно, он складывается из многих составляющих.

— Театр ХХ I века — это прежде всего высокотехнологичное предприятие, — настаивает директор нижегородской «Комедiи» Дмитрий Коновалов. — Техническая оснащенность, естественно, не отменяет живого актера, режиссера, полета фантазии — всего того лучшего, что было в российском репертуарном театре на протяжении столетий. Может, конечно, существовать и уличный театр — коврик и актер с дудочкой. Но всерьез сегодня говорить о каких-то прорывах без современного сценического оборудования — невозможно. Раньше мне казалось, что мы, все нижегородские театры, отстаём на 10—15 лет от европейских коллег, теперь я понимаю: мы отстали на-все-гда! Нужно прежде всего об этом говорить с властями города и области.

— Не получится не говорить о деньгах ещё и потому, что бюджет, выделяемый на постановку новых спектаклей, в разных городах и регионах сильно отличается, — развивает эту мысль главный режиссер ТЮЗа Владимир Золотарь. — Это, безусловно, сказывается на качестве. Только постановочные в той же Перми, которая сейчас у всех на слуху, в два — два! — раза больше, чем в любом нижегородском театре. Прорыв — театра, любой компании, отрасли — очень хорошо подготовленное явление. О каком прорыве можно говорить, когда театры в Нижнем всё время находится в состоянии реанимации?!

— Федеральное финансирование из центра идет по принципу «давайте размажем всем по чуть-чуть» — чтобы сохранялась иллюзия всеобщей культуры, «охвата» и так далее, — анализирует ситуацию заместитель главы Нижнего Новгорода Дмитрий Бирман. — Совершенно очевидно, что бюджету Нижнего Новгорода не под силу поднять нижегородские театры. Поддерживать нужно в первую очередь сильных и инициативу снизу. Но театрам не хватает делового взгляда, умения продвигать — создавая некую бизнес-модель.

— Мне казалось, нижегородский театр боится современности, жизни, — сказала на этой встрече директор Нижегородского филиала ГЦСИ Анна Гор. — Теперь я думаю, что это не так — театр боится театра. Мы говорим о чём угодно, но не о творчестве! Наша беда в том, что мы не умеем мыслить проектно. Современное мышление, в том числе в области культурной политики, — это проектное мышление. Я убеждена, что выходить на властные структуры можно, только имея в руках некий четко прописанный и обоснованный проект.

Анна Марковна, как опытный стратег, тут же предложила тему, которая в ближайшее время может объединить театральных практиков и для чего очень может подойти помещение Арсенала. Посмотрим, что из этого выйдет. Но тот факт, что после круглого стола продолжались переговоры, строились общие планы, — уже плюс. А может, и тенденция выздоровления.

Неиспользуемые ресурсы

Их участники круглого стола тоже озвучили. «Вопросы продвижения могут решаться и без особо больших денег, это вопрос коммуникации, — настаивает директор бюро общественных коммуникаций «Агитпром» Дмитрий Гительсон. — Технологии есть, вы просто их не используете!». Режиссер театра «Вера» и преподаватель Нижегородского театрального училища Александр Ряписов считает, что вернуть отношение в городе к театру как к искусству могла бы помочь так называемая свободная площадка, на которой, без риска для кассы, мог бы осуществляться эксперимент, поиск того самого художественного языка и новых возможностей. «Я готов отстаивать идею такой площадки перед руководителями города, той же Рождественской стороны», — заявил профессиональный менеджер и куратор «рождественского проекта» Дмитрий Кузин.

Летние пасьянсы

На летние каникулы после четырёхчасовой дискуссии разошлись в твёрдой убеждённости, что встречаться нужно ещё — править планы, вырабатывать стратегии. Разобщенность театрального сообщества налицо, оттого и договориться трудно. Но для того, чтобы сообщество создать, надо как минимум научиться слышать собеседника. За лето, правда, многое может перемениться, и не в лучшую сторону. Например, слова Елены Фирстовой о том, что в Нижнем есть театральный лидер, в начале нового сезона могут уже стать неактуальными: Владимир Золотарь буквально через несколько дней после участия в нижегородской дискуссии дал интервью в качестве главного режиссера пермского «Театра-Театра»… Остающихся в Нижнем режиссеров директорский корпус почему-то в упор не «видит», хотя проведение Всероссийского семинара «Авторская сцена» в Нижнем стало возможным как раз потому, что есть у нас, оказывается, достаточно ещё молодые (в смысле энергии и мышления) и перспективные режиссеры.

Есть, правда, и хорошая новость.

Дмитрий Кузин слово сдержал. Через некоторое время после встречи в Арсенале произошла неформальная встреча рабочей группы, ратующей за создание в городе независимой экспериментальной площадки, с главой «Рождественской стороны» Александром Сериковым. Александр Алексеевич захотел обсудить с представителями мобильных театров возможное наполнение летней площадки в дворовых декорациях за рестораном «Беzухов». Режиссёры и актеры стремились донести до главы нового муниципального образования идею о том, что туристически-ресторанная концепция улицы выиграет от того, что в ней найдётся место не только для спонтанных летних концертов, но и для круглогодичных театральных встреч. Что жителям и гостям города, которые хотят полноценно отдохнуть, нужно же ещё и что-то показывать, питая тело и душу. Не слишком легкий на подъём Нижний Новгород тут мог бы стать первым российским городом, который услышал слова премьера Владимира Путина, обращённые к региональным властям — о том, что в регионах нужно открывать так называемые свободные площадки. Причём у нас есть возможность не копировать столичный опыт по созданию театрального квартала, но создать собственную, связанную с богатой историей Рождественского квартала и исторической преемственностью концепцию, в которую вошли бы и история нижегородского босячества, и уникальный опыт реконструкции традиционных праздников (и опыт домашнего театра начала ХХ века, и эксперимент века ХХI-го). В городе есть блестящие Рождественские программы, которые прямо «просятся» на одноимённую улицу, причём именно что в формат «Еда и культура». Одни из них фольклорные, как, например, у ансамбля «Демество», другие имеют формат салонных камерных встреч и могут стать настоящими жемчужинами в концепции туристической привлекательности Рождественского квартала.

В общем, хотя многие обиделись на саму постановку вопроса, вынесенную в название дискуссии, но обсуждение показало, что театральное сообщество и раздроблено, и не привыкло мыслить и действовать конструктивно сообща, а страхов и предубеждений в «театральном астрале» предостаточно. И в этом же «астрале» явно начинает формироваться что-то новое.

Елена Чернова