11-08-02

Экономика

Бизнес инкогнито

Предприниматели не хотят быть переписанными

В первый день августа в Нижегородской области заканчивается очередная кампания по учету предпринимателей. Официальное название проводимого мероприятия — «сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в первом квартале 2011 года». В итоге же, назвать успешным данное государственное дело язык как-то не поворачивается.

На сегодняшний день в государственной статистике сложилась парадоксальная ситуация. Малый бизнес в регионе статистически учтен только в разрезе всего региона. Однако полной информации по малому бизнесу в отдельно взятых муниципальных образованиях не существует. Почему так сложилось и как органы статучета сегодня пытаются решить проблему, рассказала журналистам Елена Груздева, заместитель руководителя территориального органа Росстата по Нижегородской области: «На сегодняшний день мы не имеем возможность получать качественную информацию по репрезентативной выборке в разрезе муниципальных образований, городов и районов. Информация по области, включая досчеты на малый бизнес, присутствует, а по городам — нет. Поэтому уже не первый год у нас нет полной картины развития Нижнего Новгорода с учетом малого бизнеса. Только в этом году со вступлением в силу федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» мы обязаны провести сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. Фактически от переписи населения мы плавно перешли к переписи малого бизнеса».

Первоначально предполагалось, что до 1 апреля все субъекты малого предпринимательства региона представят свои отчеты в органы статистики. Хотя бы потому, что в отличие от переписи населения участие в переписи малого бизнеса, согласно федеральному закону «О статистике», обязательно. Однако, несмотря на то, что органы статистического учета гарантировали конфиденциальность информации, предприниматели дружно проигнорировали важное государственное дело. Не взирая на возможные штрафные санкции, к 1 апреля отчеты представили не более 20 процентов предпринимателей, которые представили декларацию в налоговую службу в текущем году. Компания была продлена до 1 августа, но тенденцию переломить не удалось — предприниматели упорно не хотели быть переписанными государством «во всех подробностях».

Конечно, минимальная информация о предпринимателях есть и в налоговой службе и в Пенсионном фонде, но эта информация разрозненна. Росстат пожелал получить подробные данные о структуре предприятия, о том, каким видами деятельности субъект малого бизнеса занимается фактически, об инвестициях и так далее. Но предприниматели говорить не захотели. «Одна из проблем заключается в том, что ряд предприятий малого бизнеса зарегистрированы на домашний адрес, где прописан учредитель, — объясняет председатель ассоциации предпринимателей Дзержинска Сергей Преснов. — Почтальон приходит по этому адресу, но не видит офиса с вывеской, после чего инициирует возврат письма с бланком отчета. На почте говорят, что их никто не предупредил, что вместо офиса с вывеской может быть обычная квартира. По моим данным, большое количество писем, которые разослали органы статистики предпринимателям, вернулось назад. Может быть, почта занимается сознательным вредительством? Кроме того, бумаги Росстата написаны жёстким чиновничьим языком, что само по себе не вызывает у предпринимателей желание заполнять эти бланки. В этих бумагах не разъясняется социальная польза проводимого мероприятия. Сегодня существуют коллекторские компании, которые довольно неплохо собирают коммунальные долги, но перенимать их опыт работы с населением, похоже, никто не хочет. В результате получается очередная ерунда с выкидыванием бюджетных денег на помойку».

Сергей Анисимов