11-08-02

Культурный слой

Чёрно-белый исторический музей

Искусство стареет медленно, но необратимо. И поэтому задача художника (и его проблема) отобразить в своих (документальных по форме) работах не сиюминутную политическую синхронность, а уловить те общечеловеческие черты, ценностные приоритеты, которые и будут впоследствии формировать историю, а не прошлое. В Арсенале проходит выстав­ка фотографа Барбары Клемм.

Эта политическая доминанта по-своему играет с Клемм злую шутку, проявляя симпатические чернила ангажированности и национальной ущербности. Чего только стоят работы, типа фото «Вывод последних российских солдат» — вывод, напоминающий бегство, «Лейпциг» — о пионерах имени Тельмана, явно сатирический ракурс взгляда на Брежнева и Ельцина — и почему-то в этом ряду нет того же Горбачева.

И очевидно, что все эти горячие политические баталии успели изрядно остыть за два прошедших десятилетия и без актуального контекста приобретают статус рядового факта, вроде ежегодной инфляции.

Как раз на подобном, исключительно ностальгическом, фоне сюжеты а-ля «Братский поцелуй Брежнева и Хонеккера», «Приветствие Анжелы Девис» и «Блок-пост «Чарли», выглядят просто забавно.

Непонятно, зачем выбран средний, невразумительный формат (30 на 40 см), который как-то не очень стыкуется с масштабом событий и исторических персонажей. Да и именно светотени, этой козырной дамы чёрно-белой фотографии, как-то маловато: большинство фотографий сделано в контрастной манере, без полутонов. О ракурсах я вообще молчу, так как более невыразительных (если не сказать случайных) точек съемки я в жизни не видел (в основном анфас, словно выпускное фото с напряженными лицами). Но это в порядке личного мнения.

Выставка включает в себя 120 работ и, конечно, не всё так мрачно и однозначно. Несколько циклов подчеркнуто аполитичны и претендуют на некую ­художественную объективность. Такова, к примеру. подборка портретов известных персонажей: Альфред Хичкок (знаменитый режиссер ­хорроров), Энди Уорхол (не менее знаменитый художник-авангардист), Райнер Мюллер (режиссер, апологет театра жестокости) и медиа-персоны, типа модели Клаудии Шиффер. И здесь, правда, та же беда: анфас и взгляд в камеру при контрастном освещении, словно на паспорт. Или памятник.

Правда, автор не стоит на месте и пытается отвечать на гуманитарные вызовы времени, отсюда и обращение к таким темам, как равноправие женщин («Женский дом» и «Аудитория»), проблемы инвалидов («Клиника психиатрии Бетель»), военные преступления («Бухенвальд», «Памятник жертвам Холокоста с видом на Рейхстаг»). Жаль только, что возможный катарсис и философию темы почему-то подменяет неуместный пафос.

Там же, где пафос уступал место состраданию или просто солидарности, фотографа ждала удача. Таков, например, протестный цикл, посвященный демонстрациям против войны во Вьетнаме, строительства АЭС, запрета на аборты, вырубки леса для строительства взлетной полосы (один в один напоминает нашу ситуацию с Химкинским лесом).

Вообще, выставка по-своему интересна даже своими минусами, так как даёт совершенно отличное от восточно-европейского видение мира: масштабное, пафосное и одновременно прагматичное.

Мир официальный, помпезный, состоящий из красных (чёрных) дат, просто завораживает своей значимостью и подавляет своим величием. Величием громких имен, эпохальных событий, исторических вех. Просто полный эффект присутствия на дипломатическом приеме, свадьбе принца или по крайней мере на экскурсии в историческом музее. А там, увы, только экспонаты.

Сергей Плотицын