11-08-02

Общество

Посидеть по-соловецки

На фоне разговоров про «оттепель», которые, конечно, весьма успокаивают большую часть терпеливых сограждан, крайне немногие занимаются практическими исследованиями границ тех самых свобод, что дарованы нам свыше в последние годы. Включая, в первую очередь, политических активистов, которые с дерзкой неутомимостью, используя практики ненасильственного протеста, расширяют границы того удушливого мешка, в котором засиделась астматичная наша страна.

С 15 июля в Москве начались сидячие забастовки в знак солидарности с политической заключенной Таисией Осиповой, приговор которой должен был быть вынесен 21 июля. Активисты, вышедшие к Соловецкому камню на Лубянке, являющемуся символом памяти жертв политических репрессий, были немедленно и жестко задержаны, тогда как при них не было никаких агитационных материалов, а единственной их целью было провести некоторое время, сидя на площадке возле камня. День ото дня ситуация повторялась, сама площадка была обнесена забором, ощетинилась полицейскими машинами и их содержимым — большим количеством правоохранителей. Задержанных оформляли по статье 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») и отправляли на сутки одного за другим. Однако никто не собирался бросать начатое, активисты, перескакивая через изгородь, практиковали всё новые и новые способы сцепок и занимали посадочные места у камня то рассаживаясь кругом, то цепочкой, то ещё как. Случилось главное — об этом заговорили. Кто возмущался, что не смог съесть свой обеденный бутерброд в теньке у камня, кто нарушением закона его блюстителями, кто самой ситуацией с Таисией Осиповой… Главное, общественность единодушно поддержала акционеров.

На вахту солидарности заступали и люди из других регионов. Там, как правило, все проходило спокойно и без задержаний. Но вот 26 июля в сквере у памятника Героям и жертвам революции 1905 года на площади Свободы в Нижнем Новгороде всё с теми же требованиями на брусчатку присели четверо активистов. Через несколько минут после начала сидения уже поджидавшие забастовщиков сотрудники МВД зачитали активистам предупреждение о незаконности их действий. Повторив тот же ритуал на камеру, исполняющие обязанность полицейских окружили оппозиционеров плотным полукругом и приступили к задержаниям сцепившихся руками активистов. Задержанных доставили в ОМ-5 (Нижегородское РУВД), где в отношении них были составлены протоколы по статье 20.2 («Нарушение порядка проведения публичного мероприятия») и — внимание! — всё той же московской «суточной» 19.3 КоАП РФ.

И вот тут надо отметить одну вещь: среди задержанных находился один из заявителей нижегородской акции в рамках Стратегии 31, «другоросс», журналист и веб-редактор «Новой газеты» в Нижнем Новгороде» Юрий Староверов, роль которого в протестном движении очень высока. А учитывая, что на сей раз организаторы уведомили администрацию Нижнего Новгорода о своих планах провести ещё и шествие, ­выяснилось, именно такая форма протеста включает следующий уровень противодействия со стороны властей, возвращая нас всех в март 2007, когда в город стягивали войска, а на «несогласных» пачками фабриковались дела различной степени тяжести в преддверии Марша Несогласных.

Другое дело, что именно шаблонное поведение охранителей системы злит не меньше, чем то, как в общем гуле новостей пропадают упоминания о судьбе Таисии Осиповой — девушки, которая со своими приступами глаукомы, упаси Бог, рискует разделить судьбу Сергея Магницкого, умершего в тюрьме в ноябре 2009-го. В тот же день, когда вышли активисты в Нижнем, Всемирная организация по борьбе с пытками (OMCT) распространила своё заявление, в котором потребовала немедля освободить Осипову, провести комплексное медицинское освидетельствование и выплатить ей компенсацию. Кроме того, правозащитники из OMCT потребовали справедливого судебного разбирательства в её отношении. Оглашение приговора, кстати, вследствие всё тех же волнений граждан по поводу истории с Таисией, было перенесено на начало августа. По странному стечению обстоятельств с того же дня в Москве прекратили использовать при составлении протоколов статью 19.3 КоАП, а уже на следующий день отступились полицейские и дали, наконец, сидячей забастовке идти своим чередом без их участия.

До Нижнего всё традиционно доходит дольше. 27-го мировой судья принял решение подвергнуть Юрия Староверова и Алексея Девяткина, участвовавших в сидячей забастовке на площади Свободы, административному аресту на срок пять суток. Протоколы, составленные в отношении Анны Кузнецовой и Екатерины Зайцевой, были отправлены на переоформление обратно в отдел, в связи с допущенными неточностями. Таким образом, и Девяткин, и Староверов пропустят акцию, которая состоится на той же площади Свободы в воскресенье, 31 июля, в 18.00 — в рамках «Стратегии 31» в Нижнем Новгороде.

Глядя же на то, как прогибается власть перед любой решительностью и последовательностью, сторонники движения «Стратегия 31» приняли решение с 27-го по 31-е июля проводить на площади Свободы с 14.00 до 15.00 одиночные пикеты с требованием освободить политзаключенных — в поддержку Староверова, Девяткина и всех иных лишённых сегодня свободы в самом прямом смысле.

Илья ШАМАЗОВ,
специально для «Новой» в Нижнем»

фактофон

Дело Таисии Осиповой

23 ноября 2010 года в процессе обыска в дом, где с пятилетней дочерью проживала активистка «Другой России» Таисия Осипова, были подброшены наркотики и «меченые» деньги. В тот же день Осипова была арестована. Стоит отметить, что девушка тяжело больна — у неё панкреатит и сахарный диабет.

Защита Таисии Осиповой настаивает на том, что дело было сфабриковано с целью оказать давление на мужа Таисии Сергея Фомченкова, члена исполкома партии «Другая Россия».