11-08-05

Экономика

Автомобиль не роскошь?

Владение автомобилем в России больше никогда не будет свидетельством принадлежности к касте избранных. Но и тенденции последних лет, когда автомобили становились доступны всё большему количеству наших соотечественников, в ближайшем будущем придёт конец. Содержание железного коня постепенно станет доступным только достаточно обеспеченным людям. Предпосылки начинают проступать всё более отчетливо.

Российские автовладельцы в последнее время не были обделены вниманием властей. Некоторые действия правительства вроде бы защищали интересы автомобилистов. Например, откладывание запрета на реализацию в России бензина, качеством ниже стандарта ЕВРО-3. Правда, сделали это, чтобы остановить подорожание бензина, вызванное как ростом мировых цен на нефть, так и увеличением ­акцизов на моторное топливо. (Последнее было призвано обеспечить наполнение возрожденного дорожного фонда, из которого власти собираются финансировать строительство и содержание дорог.) Если эта мера (а также расследования Федеральной антимонопольной службы) помогла — страшно представить, каких высот могли бы достигнуть цены на бензин в противном случае. Но ложку меда подсластили повышением тарифов на ОСАГО. Да, выборочным. По отдельным позициям. Но владельцы недорогих отечественных автомобилей в целом ряде российских мегаполисов вынуждены будут платить за страхование автомобилей заметно дороже.

Да, власти ввели временный мораторий на прохождение техосмотра перед тем, как отдать эту процедуру в руки частников. Вроде бы для того, чтобы облегчить жизнь автовладельцам. Но есть большое подозрение, что заодно будет организовано и облегчение их кошельков.

Новый мэр Москвы (а также новые руководители Нижнего Новгорода) сделали ряд громких заявлений о борьбе с пробками. Для этого планируется ужесточение борьбы с нарушителями правил парковки. Прозвучало даже предложение о введении платы за парковку со всех автовладельцев, не имеющих гаражей (с которых, кстати, тоже собирается сбор за аренду земельного участка, на котором расположен гараж).

Все эти шаги беспокоят наименее обеспеченных автовладельцев и раздражают чувство справедливости небогатых ­владельцев не очень дорогих автомобилей. Для владельцев дорогих джипов и представительских лимузинов увеличение расходов хотя и больше в абсолютных величинах, но всё равно легче переносимо, не говоря уже о представителях верхней части среднего класса, являющихся покупателями новых иномарок классом пониже.

Понятно, что перед выборами наиболее резких движений власти постараются избежать, и наиболее непопулярные меры будут отложены на лето-осень 2012 года и последующее время. Но уже одно то, что разговоры об этих мерах ведутся сейчас, говорит о многом.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Власть в России, конечно, не ­слишком учитывает интересы рядовых граждан (хотя и любит говорить о своей заботе о них). Но подсознательно чиновники ориентируются на людей «своего круга». Этих людей достают пробки и невозможность полноценно пользоваться своим автомобилем (пусть это даже не пафосный Mercedes S500, а «скромная» Audi A6 или Skoda Oktavia). В своей частной жизни эти люди, как и все прочие (ну, может быть чуть-чуть меньше, с поправкой на вес неформальных связей), страдают из-за бюрократических препон при техосмотре, от необязательности страховых компаний. Их автомобили так же быстро выходят из строя из-за качества дорог. Проблема с парковкой на улицах (пусть не у дома или офиса) для них так же остра, как и для большинства.

Но… Решение всех этих проблем — дело трудное и долгое. Сразу продемонстрировать результат не получится. Но есть способ несколько упростить задачу. Из-за чего обострились все эти проблемы? Правильно, из-за стремительного роста автомобильного парка, и в первую очередь из-за роста количества частных легковых автомобилей. И если их станет чуточку меньше… Нет, это не означает стратегического курса на ограничение роста автомобильной промышленности. Совсем наоборот.

Откуда в лихие «девяностые» брались подержанные иномарки, казавшиеся сказочно совершенными российским автомобилистам, не знавшим до этого ничего кроме «Волг» и «Жигулей»? Из европейских стран, где налоги, страховые тарифы и другие продуманные меры делают невыгодным владение старым автомобилем. Люди покупают новые машины. А старые куда девать? Утилизировать? Это накладно. Их и везли на Восток (а из Японии — на Запад). Как раз подержанные иномарки стали первой мишенью властей. Теперь их ввоз невыгоден. Но на российских дорогах (а также в гаражах и во дворах) очень много «пожилых» автомобилей. Логично, что дальнейшие меры по поддержке автопрома (уже не только АвтоВАЗа, но и российских автозаводов иностранных автомобильных концернов) неизбежно будут направлены на стимулирование избавления от «автохлама». Причём не только в варианте субсидий покупателям новых машин, как это было в кризис, но и в виде мер, призванных осложнить жизнь владельцам старых легковых автомобилей.

Пока среди автовладельцев было много заслуженных людей, купивших машину ещё в советские годы, о таких мерах и речи не могло идти. Но чем дальше отодвигается советское прошлое, тем меньше у властей остаётся оснований не предоставлять преференций владельцам новых автомобилей.

Первая мера — переход на бензин ЕВРО-3 пока забуксовала. И не только по вине нефтяников. Жестких требований к экологичности автомобилей не введут, пока АвтоВАЗ не решит эту проблему для своей продукции. Но что бы ни говорилось, двигатель «Калины» в этом отношении совершеннее двигателя «шестёрки», прогресс, пусть медленно, но идёт. И когда-нибудь и экологические требования встанут в повестку дня. Но есть и другие пути. В докладе Всемирного Банка о состоянии российской дорожной инфраструктуры, опубликованном в этом году, говорится о необходимости последовательного повышения акцизов на топливо и целесообразности расширения сети платных дорог.

Пока впереди маячат предстоящие выборы, власти не могут себе позволить задеть интересы миллионов небогатых автомобилистов. Но как только этот ограничитель отпадёт, вступят в силу новые правила проведения техосмотра, вновь пойдут разговоры о запрете праворульных машин, появятся ещё какие-то идеи. Вопрос в том, что будет происходить быстрее: ужесточение требований к автомобилям или рост доходов основной массы наших соотечественников. И есть подозрение, что для части нынешних автовладельцев автомобиль из средства передвижение может незаметно превратиться в роскошь.

Дмитрий Скворцов