11-09-01

Политика

Шесть лет спустя

Исполнилось шесть лет губернаторства Валерия Шанцева в Нижегородской области. За это время было много событий, которые сейчас трактуются так, а потом будут оцениваться иначе. Ведь у нас страна с непредсказуемым прошлым. Поэтому хотелось бы говорить не только о ситуативных вещах, но и константах. Итак, к слову о системной работе действующего губернатора или о факторе времени.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Шестилетний срок губернаторства оценивать непросто. Для каждого руководителя важно относительно равномерно пройти свою дистанцию. Зачастую мы наблюдаем резкий старт, спокойную середину и уныло-коррупционный финиш, когда буквально в последние дни сбрасываются сладкие куски недвижимости и земельного имущества всем, кому нужно.

Денис НИКИФОРОВ: Это вполне себе нормальные забеги российских политиков и управленцев. Те, чей финиш кажется вам наиболее благостным, просто не прошли нужной проверки компетентными органами, поверьте.

В.Д.: У Шанцева получился довольно резкий старт. Впрочем, к этому обязывала ситуация в Нижегородской области. По сути дела с января по август 2005 года у нас было безвластие. Часть предприятий перестали платить налоги, и Шанцев, как любит говорить один мой знакомый, «собирал деньги с пола».

Д.Н.: Видимо, необходимость много раз кланяться на старте, в том числе за денежкой «с пола» определила потом столь тугие поводки для бизнеса. Предприятия поняли, что нам прислали не Мэри Поппинс с танцующими котами. Ряд рынков, которые виделись новому губернатору наиболее перспективными, ощутили напор властей и возникшую конкуренцию: шлюзы открылись для московских компаний. Все слышали зубовный скрежет нижегородских застройщиков.

В.Д.: А вот сейчас идёт спокойная работа. Экономическая ситуация не самая простая. Инвесторы немного затаились. Но дальше нужно поддержание уровня активности. Получится ли это у Шанцева — главный вопрос. Я считаю, что ему нужно чуть-чуть добавить скорости. Хотелось бы увидеть красивый затяжной финиш. Когда все главные задачи, которые управленец Шанцев ставил перед собой (хотя бы публично), были бы решены или как минимум был бы виден уже пройденный путь и перспектива.

Д.Н.: А я вот не вижу поводов для спокойствия. И не думаю, что главе региона спокойно. Нижегородская область не стала оазисом стабильности в мире финансового кризиса. И наш надувной спасательный плот под названием «Автомобилестроение» оказался дырявым, оставаться на плаву весьма было трудно. Выравнивание экономической ситуации, ритуальные танцы с бубном для привлечения в регион денег, преференций вряд ли дались легко. Да и всероссийский чемпионат среди регионов за привлечение наиболее крупных инвесторов-производственников отнимает силы. Губернаторы серьёзно соревнуются. И вспомните, кто выскользнул из наших цепких объятий, чтобы осесть под Калугой или Санкт-Петербургом. Легко ли это всё? Вряд ли. Особенно при персональной ответственности за регион. Спокойствие царит только в аппарате.

В.Д.: Мы неоднократно слышали, что выйти на системную работу можно, когда аппарат администрации действует исключительно в заданном алгоритме. Изначально Шанцеву представили ­кадры под его видение системной работы. Примерно год-полтора проводилась «тонкая настройка» команды. И лишь потом был выход на системную работу. Машина оказалась на ходу.

Д.Н.: Вы вообще видели правительственный аппарат? Люди там работают годами и десятилетиями. Губернаторы приходят и уходят, а «машина» остается. Её настройка — это просто обучение несколько другим приёмам работы. И всё. А смена первых лиц по разным направлениям — заместителей или министров — обычная кадровая работа. Поэтому в настройки как-то не верится.

В.Д.: И всё же это важный аспект. С возникновением кризиса Шанцев адаптировал структуру правительства, кадровый состав. В посткризисной ситуации, после своего согласования он вновь произвёл «ремонт на марше». И вот мы видим примерно год системной работы на новом витке развития. Конечно, год — это не срок. Но кое-где нужно будет в очередной раз перенастраивать систему. Чтобы ускорить развитие. Губернатор всё же опытный руководитель, и для капремонта ему необходим серьёзный повод: кризис, выход из кризиса, новый пятилетний срок работы. Тут же надо идти не за знаковым событием, а действовать на опережение, иначе будут все неотъем­лемые и так знакомые нам элементы застоя. Собственно, достаточно посмотреть на федеральное правительство, в котором всем составом ждут перевыборов президента, и об изменениях в структуре никто даже не заикается.

Д.Н.: Простому гражданину или даже инвестору, наверное, трудно оценить положительный эффект от того, что один блок был переподчинён другому заместителю губернатора, а не остался в прежнем состоянии. Эта аппаратная игра похожа на редкие встряхивания ­пыльного ­одеяла. Так, освежить. Ну и аппарату можно посочувствовать — они уже отсидели шесть лет строгого и авторитарного. А сколько им дали — неизвестно. И нам тоже… Я, конечно, говорю образно.

В.Д.: Если анализировать весь шестилетний период, то даже ситуация с транспортным налогом видится символичной. Дело не в тех или иных суммах, которые могут быть изъяты для бюджета. Ясно, почему в Нижегородской области резко был повышен налог — Шанцеву было нужно выбить деньги из Москвы на южный и северный обходы, на проекты новых мостов и метромост. Повышение налога — малая кровь, которая должна была продемонстрировать, что все доступные резервы уже задействованы.

И вот ситуация меняется. В Москве появляется тренд на снижение транспортного налога, больше нет жёсткой увязки федеральных субсидий и налога с автомобилистов. Но Шанцев продолжает держать высокий налог, соглашаясь лишь на 10% снижение ставок. Что это? Отказ идти в политическом русле КПРФ, которая ратует за резкое снижение налога? Или речь идёт о сохранении отношений с Москвой в прежнем формате? Боюсь, речь о втором. И губернатора можно понять. Но снижение на 10% слишком незначительно. Нужно идти на снижение в размере 20%. Иначе люди просто не заметят изменений.

Д.Н.: Когда накануне президентских выборов старикам повышают пенсии на триста рублей и трубят об этом на всю страну из телеящиков, это нормально. И плевать, что квартплата и скакнувшие цены сразу вытащат из пенсионерских кошельков по тысяче. Поверьте, 10% можно распиарить так, будто скидка составляет все 50%. Тем более что эти приемы работают не только на федеральном, но и на региональном уровне.

В.Д.: Есть ощущение, что губернатор не боится непопулярных решений. Но всё же по дороге к компромиссам надо идти дальше. К сожалению, логика правительства зачастую сводится к выбору между уступками и сохранением статус-кво. В итоге получаем едва заметные реверансы или даже отступление в последний момент. Так было и в преддверии выборами, когда чуть ли не перед голосованием принимались законы об областных ветеранах или об увеличении пособий на ребенка. Неужели это нельзя было сделать до выборов?

Д.Н.: А зачем? Партия власти давно не стесняется шить свои политические дела белыми нитками. И Валерий Шанцев использует партийные инструменты весьма активно — у нас перед выборами не только пенсии и пособия повышают — у нас дороги срочно начинают строить и больницы на миллиарды оборудовать. Нет в этом ничего оригинального. Шанцев — губернатор системный, он не будет про червяков в салате на кремлёвском приеме в твиттер выкладывать.

В.Д.: А я считаю, что правительство подводит Шанцева, действуя негибко и удерживая позиции до последнего — практически до выборов оттягивая принятие важных решений. И вот с транспортным налогом — та самая ситуация. А губернатор, имея привычку всё брать на себя, и эту ответственность взваливает на свои плечи. Это хорошо, так как практически никто не ищет стрелочников. Даже в Выксунском районе после лесных пожаров главу убрали по настоянию Москвы, а не Нижнего Новгорода. Поэтому наши местные чиновники привыкли работать за широкой спиной Валерия Павлиновича.

Д.Н.: Это нормально. Подчинённые ещё с петровских времен должны были иметь вид лихой и придурковатый. А личную ответственность за ситуацию в регионе ещё никто не отменял. Правда только в том, что Валерий Шанцев очень бережно относится к старой номенклатуре. Видимо, они одной крови. Ни город, ни районы не пострадали от массовых кадровых репрессий.

В.Д.: Я бы отметил, что Шанцев выдвигает чаще людей молодых. Правда, они не торопятся реализовываться. Им вполне комфортно под сенью указующего перста Шанцева. Это очень удобно. Ведь потом тот же глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин скажет, что он руководил, конечно, но курс задавала область, а потому и ответственность на облвласти. И попросит ещё одну попытку. Самореализоваться чтоб.

Д.Н.: Тут я согласен. Был момент, конечно, когда благодаря Виктору Лунину на посту спикера регионального парламента и лидера регионального отделения «Единой России» наш нижегородский властный иконостас походил на политбюро КПСС. Но потом как-то отпустило — и действительно пошла молодёжь. Правда, не с улицы, а из проверенных рядов.

В.Д.: Курс, согласитесь, правильный, но требующий корректировок. Иначе отклонение от маршрута будет сильным.

Д.Н.: Сейчас вспомнилось, что в августе 2005 года, только приехав в Нижний Новгород, Валерий Шанцев отправился с визитом в городской зоопарк. Вполне вероятно, что у губернатора есть стойкое ощущение, что он из него так и не вышел. Мы, собственно, тоже.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Денис НИКИФОРОВ