11-09-02

Культурный слой

«Государству всего этого рока не нужно точно»

Вновь даёт о себе знать довольно старая команда Hippy End. Выросла она из школьного ВИА, первый состав — это три Алексея: Демидов, Елшанский, Столяров, а также скрипач Дима Цыплаков. Всем им тогда было по 17 лет, и шёл 1996 год. Первый этап длился пять лет, состав менялся, студийные записи той поры найти уже невозможно. Музыка была с уклоном в такие группы, как «Чайф», «Крематорий», «Манго-Манго». Стёбных песен было немало. Позже стали пытаться играть ближе к фанку и даже рэпкору. Но всё же распались. В «нулевых» Алексей Демидов, автор песен, вокалист и гитарист, делал попытки вновь собрать группу, но удалось это только в апреле 2007 года. По сути, Hippy End воссоздан заново со старым названием. Сегодня это трио, в которое кроме Демидова входят басист Алладин (Вахид) Жасминов и барабанщик Павел Бравичев. Последний барабанит также в «FPG». В студии им помогает гитарист Андрей Зеленов.

-Алексей, у вас был шестилетний простой. Но что же случилось в 2007-м?

— Кто-то из знакомых пошутил, что музыка как «герпес» — уже на всю жизнь. И я верил, что музыку не заброшу. Как-то вместе общались дома у Лёши Столярова — я, Павел и Вахид — и решили поиграть таким составом. Лёша хоть и не играл ни на чем в новой группе, участвовал в процессе, со стороны подсказывал. Вахид и бас-то не держал в руках до этого. Но как показало время — было бы желание. Воссоединившаяся группа задумывалась как дружеский бэнд, и участие Павла — во многом дань нашей дружбе. Хотя Паша не раз говорил, что полезно поиграть отличную от «FPG» музыку — расширяет кругозор. Паша на нас очень сильно повлиял — мы познали метрономы. Бэнд хоть и дружеский, а делать всё надо так, чтобы самим не было стыдно.

— Много ли песен сочинилось за «нулевые» годы? Какие темы волновали?

— В середине двухтысячных я писал не очень много. Две-три песни в год. Многие из песен я написал до 2002 года. Я вообще особой плодовитостью не отличаюсь. Но иногда прямо возникает потребность написать, высказаться. А темы волновали разные — происходящее снаружи находит отражение внутри.

— Я прослушал ваши новые треки — и слышу, что это классический русский рок. А ведь сегодня, вообще-то, принято его пинать…

— Я согласен, что мы наследуем традиции русского рока. Но ведь сами традиции русского рока касаются в основном поэзии. Вот и для нас текст имеет большое значение. Впрочем, и музыка имеет значение не меньшее. Я изначально более поэт, чем музыкант. Сочинять стихи для меня всегда было проще, чем мелодии, да и вообще проще, чем петь. Но я работаю и над музыкой — и ощутимо усерднее, чем над текстами. Считаю, что у русского рока нет каких-то своих музыкальных традиций. Это скорее некий американский блюзовый стандарт, на который наложена «русскоязычная поэзия».

— Считаешь, что у всех наших рокеров в основе блюз?

— Да, но ещё и дворовая песня.

— Сам ты поэзию любишь? Кого из российских поэтов считаешь главным сегодняшним властителем дум?

— Поэт, не любящий поэзию, — это как-то странно. Не скажу, что всё время читаю стихи, но Есенина и Высоцкого перечитываю. Что до властителей дум — специально не слежу, но из современников произвели впечатление Вера Полозкова, Сергей Калугин, Катерина Молочникова. А вообще, пребывая активным пользователем портала Стихи.ру, встречал там много достойных авторов. Но и графомании достаточно. Если уж о русском роке и поэзии речь зашла, вот что я подумал… Если бы «U2» пели по-русски, их бы точно записали в русские рокеры. Многие считают их музыкально унылой и скучной группой, и в чём-то я с этим согласен. Но я как-то перевел несколько текстов, и в отличие от других «фирмачей» впечатлило.

— Ага, я тоже фанат Полозковой. А чем она тебе приглянулась?

— Талант такого масштаба нельзя не оценить. Заворачивает так, что диву даешься. И начинаешь понимать, что сам пишешь весьма посредственно.

— Каков, по-твоему, критерий хорошего поэта?

— Думаю, главное — это способность задеть душу живого человека. Техника и умение писать тоже важны, но это не главное.

— Не мог бы ты нарисовать словесную картинку — как работаешь над песнями…

— Умел бы рисовать — создал бы комикс (смеется). А если серьёзно, вариантов два. Первый, если уже есть текст. Сажусь с гитарой и что-то наигрываю. Проговариваю или пою текст — чтобы ритм поймать. С помощью той же гитары по ноте сочиняю мелодический рисунок, причём меняю его по десять раз на дню. Потихоньку заучиваю. Второй, если уже есть музыка и мелодия — кропотливо подбирается текст под настроение музыки. Такой путь даже тяжелее. У меня есть несколько мелодий, под которые текст ну никак не удается написать. Что не пишу — всё не то. Конечно, для этого дела важно вдохновение. Бывает, возьмёшь гитару, попытаешься что-нибудь сочинить, но понимаешь, что не прёт — и откладываешь до лучших времён.

— Как ты думаешь, почему в Нижнем посещаемость концертов падает, фестивали обламываются?

— Государству всего этого рока не нужно точно. Организаторам надо понимать, что со стороны властей помощь вряд или будет. Когда мы выступали в конце 90?х, было ощущение, что людей рок-н-ролл объединяет. А сейчас все друг другу больше конкуренты, чем соратники. Раньше на волне перемен нужны были рок-герои.

Вадим Демидов