11-09-02

Политика

Как Сватковский не сдал на права

Всё чаще вместо губернатора на мероприятия ездят его заместители. К счастью для журналистов с чувством юмора, у них иногда выходят забавные проколы. Так, например, произошло, когда Дмитрий Сватковский попытался торжественно открыть первый в ПФО автоматизированный автодром: заместителю губернатора предложили повторно сдать экзамен по вождению, а он не сдал…

Во вторник открывался супер-новый автоматизированный автодром, единственный в Приволжском федеральном округе. Необыкновенность автодрома состояла в том, что и машина, и он сам оснащены компьютерами и датчиками, которые с абсолютной точностью вычисляют ошибки курсанта. Заместитель Дмитрий Сватковский прибыл на место, как всегда опоздав на полчаса. Планировалось, что Валерий Шанцев осмотрит машину и площадку, а потом все желающие смогут сдать экзамен по вождению. На деле же никого в чудо-машину не пустили.

Один из специалистов автодрома, Евгений Овчинников, рассказывал о хитростях автомобиля и площадки, стоя непосредтсвенно рядом с машиной.

Во-первых, автодром большой, уставлен разными знаками, имеет дорожки с односторонним и двусторонним движением, а парковочные карманы оснащены специальными датчиками, при наезде на которые парковка посылает сигнал в машину и в пункт управления, где сидит инструктор, информацию о том, что автомобилист шаркнул крылом по стене или ещё что-то. Это, безусловно, удобная штука, так как город сымитирован полностью, и курсант чувствует, что паркуется по-настоящему, а, не ориентируясь на какие-то красные флажки, которые для него никто никогда на улицах расставлять не будет.

В самой машине — средней по цене иномарке — компьютер приятным женским голосом отдаёт команды курсанту: «припаркуйтесь», «преодолейте горку», «поставьте автомобиль на ручник», «трогайтесь» и так далее. Обо всех ошибках «она» тут же сообщает. Таким образом, курсант может кататься по автодрому совсем без инструктора. За обоих будет думать умная машина. В крайнем случае, если курсант перепутает педали и поддаст газку, попытавшись врезаться в стену, у него это скорее всего не получится, потому что за ним наблюдают из пункта управления ездой, откуда при желании одним нажатием на кнопку можно заглушить двигатель авто. Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Ежедневно суды по всей стране рассматривают около десятка жалоб граждан на сотрудников ГАИ, принимавших у них экзамены по вождению. Сотрудник правоохранительных органов обычно находится в машине вместе с курсантом. Экзамен считается несданным, если принимающий был вынужден нажать на педаль. Вот этот-то случай часто и является камнем преткновения, имелось ли достаточно оснований для нажатия педали. На новом автодроме курсант проходит ­дистанцию в ­одиночестве, никто не сидит рядом с ним и не жмёт на педали, принимающий наблюдает за ним из центра, где расположен головной компьютер, вопрос: что может помешать ему повлиять на ситуацию в авто извне?

Конечно, нельзя сказать, что новый автодром был создан с целью обмана бедных мальчиков и девочек, которые мечтают водить. Но если ничто не меняется, зачем платить больше?

Кстати, как сообщил Овчинников, оборудование одной только машины обошлось в 300 тысяч рублей, а для того, чтобы автодром считался укомплектованным, нужно 30 таких автомобилей! Логично, что покататься на них влетит в копеечку.

Открою вам небольшую тайну: к моменту открытия чего-либо первыми лицами правительства, это что-либо, как правило, какое-то время уже работает — видимо, во избежание недоразумений. Так вот, у автодрома было немного времени доказать свою (не)эффективность, и, судя по всему, он не совсем оправдал надежды вкладчиков. Строительство автодрома и оснащение автомобиля было организовано по программе государственно-частного партнерства. Облминистр поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Денис Лабуза, прибывший вместе со Сватковским, заявил, что «теперь главное наполнить новейший автодром курсантами, желающими здесь обучаться», — видимо, таких немного.

Сам Овчинников при вопросе о деньгах нервно замахал руками и сказал, что это не к нему, а к начальству, начальство же вопрос проигнорировало, сделав вид, что очень занято господином Сватковским.

Чтобы позаниматься на новом автодроме и волшебной машине, курсант должен оплатить бензин, услуги инструктора и аренду автомобиля. С вопросом, во сколько же обходится эта аренда, я обратилась к двум «будущим» водителям: один из них сказал, что он здесь не занимается и вообще уже имеет права, а вторая просто загадочно улыбнулась и сказала, что «это секрет». Сколько раз машина должна проехать по автодрому, чтобы окупиться, журналистам тоже так и не удалось выяснить.

Зато удалось увидеть, как водит машину Сватковский. Господин Овчинников очень старался не сболтнуть ничего лишнего, но всё-таки сболтнул.

Когда он объяснял, за что штрафуют курсантов на экзамене, он рассказал, что проверка считается проваленной, если соискатель набрал 25 штрафных баллов. При этом заглохнуть обойдётся вам в пять баллов, наехать на датчик бордюра — пять баллов, попытка пропустить один из элементов — 40 баллов (ну, это намеренное завышение в воспитательных целях), а проезд на красный свет обойдётся курсанту ровно в 25 баллов, то есть, экзамен окажется проваленным. Именно эту ошибку и сделал заместителя губернатора — проехал ровно на красный свет. Видимо, просто привык ездить с «мигалкой». Это видели все фотокорреспонденты, а кое-кто даже запечатлел позорный проезд. Тем не менее, когда Сватковский с директором автодрома подкатили к журналистам, последний торжественно объявил, что заместитель губернатора водит прекрасно и совершил всего одну ошибку — нарушил скоростной режим. То есть, вместо 25 он как бы заработал всего пять штрафных баллов.

Впрочем, директора понять можно, Дмитрий Валерьевич — такой человек, что не потерпит критики и сомнений в его способностях, пусть он даже и не сдал экзамен.

Вероника Щедрина