11-09-02

Общество

Трагедия в Москве: взгляд из Нижнего

Из-за событий, связанных с убийством в Москве студента Ивана Агафонова, лишний раз сокрушаешься по поводу того, что приходится жить в этом государстве, где масса жестоких и бездушных людей. Но они, видимо, необходимы для баланса шатающейся вертикали.

Звериный оскал «Чёрного Тигра»

Трехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам (или, как принято было раньше говорить, «боям без правил») Расул Мирзаев нанес роковой удар 19-летнему Агафонову. Тот якобы приставал к его девушке Алле Косогоровой. Свидетели со стороны погибшего утверждают, что Иван просто предложил ей покататься на радиоуправляемой машинке. «Мирзаевцы» говорят, что он оскорбил её, попытался «снять» — как проститутку то есть.

Последнее лично мне представляется бредом, ибо многочисленные знакомые Ивана пишут в Интернете, что он был светлым, добрым, культурным человеком, который не мог позволить себе хамства. Тем более в отношении женщины. Убийственной оказалась необдуманная фраза-шутка «Я и тебя прокачу» (а по версии Косогоровой — «Я и тебя сниму»), после которой боец решил показать своей девушке, насколько он крут. Хотя есть информация, что даже друзья Мирзаева признали: во время ссоры прозвучало именно «прокачу», а не «сниму». Но и это слово для кавказца, видите ли, оскорбительное.

После хука студент рухнул на землю, ударился головой о бордюр и через четверо суток умер в больнице. Да, потом ему неправильно оказывали помощь, преступное бездушие проявили медики — от этого российского зла тоже никуда не уйти. Но в данном случае мы будем говорить о другом.

Прежде всего, давайте даже абстрагируемся от того, по какой причине дагестанец нанес удар в голову (можно было бы хоть по ногам) и каким человеком был Агафонов. Боец такого уровня несёт особую опасность и угрозу вне ринга, если он себя не контролирует.

Несколько лет назад я общался с кстовчанином Сергеем Лоповком — шестикратным чемпионом мира по самбо. Спросил, доводилось ли ему применять силу в бытовых конфликтах. На что Лоповок ответил примерно так: «Если я буду драться — убью, поэтому от ­конфликтов нужно уходить». И это ответ настоящего большого спортсмена.

На днях я позвонил другому кстовчанину — известному тренеру Алек­сею Чугрееву, который пересекался с Мирзаевым в московском клубе «Самбо-70».

— Оправдывать его не могу, — сказал мой собеседник. — Не надо махать руками на улице. Конечно, в клубах ведется воспитательная работа, направленная на то, чтобы бойцы не применяли свои навыки в жизни, но степень эффективности этой работы зависит и от самого спортсмена…

Мирзаев оказался из тех, кто любит демонстрировать силу. Он преступник вдвойне, поскольку преступил и закон, и этический кодекс бойца. Чтобы этого не сделать, требуется в том числе внутренняя культура, которой у наглеца по кличке «Чёрный Тигр», не оказалось и в помине. На мой взгляд, он должен сидеть, и как можно дольше. Но мы же знаем, каким может быть и бывает российское правосудие. За убийцу вступились политические деятели, именитые спортсмены. Лично меня поразил бронзовый призёр афинской Олимпиады-2004 в турнире дзюдоистов Дмитрий Носов, бросившийся защищать Мирзаева в эфире телеканала «Россия-1». А по словам главы Дагестана Маго­мед­салама Магомедова, «Мирзаев — достояние всей страны», и это, считает Магомедов, в сложившейся ситуации нужно учитывать. В интернете после трагедии разгорелась настоящая война. «Вконтакте» (на странице «Расул [Чёрный Тигр] Мирзаев» — сотни участников, тысячи сообщений) схлестнулись противники и сторонники бойца, причём последних, увы, очень много. Конечно же, среди них масса кавказцев, в том числе и те, кто не скрывает своего национализма. Не хотелось бы касаться национального вопроса, но без этого не обойтись.

По моим личным впечатлениям (всё же могу ошибаться), в сознании людей, подобных Мирзаеву, глубоко сидит культ физической силы. Грубой силы. Такова их ментальность. Физически слабого они и за человека-то могут не считать. По этой причине, видимо, так много выходцев с Северного Кавказа в спорте, точнее — в единоборствах. Борьба, бокс, те же смешанные бои — их стихия. Для них в этой трагедии всё понятно: на месте Мирзаева так должен был поступить любой мужик, иначе он не мужик. Пристал — получил. Поплатился жизнью — туда тебе и дорога. Какая-то странная позиция для XXI века.

Конечно, я не считаю, что все «дагеры» — плохие. Как говорится, нет плохих национальностей — есть плохие люди. Среди кавказцев также есть разумные и здравомыслящие личности. Я за мир и дружбу с ними, тем более что межнациональная рознь выгодна власти (пусть грызутся друг с другом — ими легче управлять). А плохих людей — и среди русских море. И «плохие», в моём понимании, — это те, у кого нет ума и сердца. Им плевать на чужое горе. И они без зазрения совести поливают грязью погибшего и защищают убийцу.

Особенно печально, что «Чёрный Тигр» стал благородным героем в представлении «прекрасного пола». Не только девочек, но и женщин достаточно зрелого возраста. Они верят тому, что рассказала Алла Косогорова, и даже не видят причинно-следственной связи между нанесённым ударом и смертью! И таких довольно много. К примеру, Елена Подтереба из Москвы винит во всем врачей, Мирзаева же считает невиновным. Москвичка по фамилии Мармеладова, в комментариях написала, что если бы на месте Ивана Агафонова оказался её сын, то это означало бы, что как мать она не удалась, а вот если бы сын поступил как Мирзаев — она бы им гордилась…

Целенаправленная политика государства привела к тому, что народ у нас отуплен и обездушен. Очень мало тех, кто понимает, что происходит в стране. Что на коне мирзаевы, для которых пара пустяков — собрать пять миллионов за пару дней, чтобы купить суд и выйти на свободу. Что всё продается и покупается, и если у тебя мало денег — никакой справедливости не найти. Мы разобщены, и что хуже, фоном тому — отсутствие способности мыслить и сострадать. Случись подобная трагедия в семье кого-то из «обездушенных» — возможно, тогда и пришло бы осознание, как это страшно и больно. И если уж даже женщины, нынешние и будущие матери, равнодушны к чужому горю — значит, нет у такого народа ничего впереди.

Станем живыми трупами, что очень выгодно нынешней власти. Мы уже и так далеко прошагали по этому страшному пути.

Алексей Астахов