11-09-02

Экономика

«Вы ищете воров не там, где нужно!»

Депутаты пытаются выяснить, почему в Нижегородской области высокие тарифы на электрическую энергию

Недавно группа депутатов областного законодательного собрания направила председателю Собрания предложение обсудить проведении депутатского расследования о причинах высоких тарифов на электрическую энергию в Нижегородской области. Забегая вперёд, скажем, что предложение «группы депутатов», кои являются членами одной партии, пленарным заседанием принято не было. Тем не менее, тезисы, на основании которых парламентарии пыталась провести депутатское расследование, представляются весьма интересными.

Вопрос о том, как формируются тарифы на электрическую и тепловую энергию для нужд производства давно привлекает внимание потребителей различного уровня. Одна из главных причин скачка цен — рост тарифов. В связи с этим федеральное правительство в конце прошлого года указало на необходимость пересмотра установленных на 2011 год тарифов и сбытовых надбавок поставщиков.

Сказано — сделано. Региональная служба по тарифам пересмотрела индивидуальные тарифы — снизила ставки. А надбавки остались на прежнем уровне. К примеру, для Нижегородской сбытовой компании эта сумма сейчас составляет 77 рублей за мегаваттчас, для «Русэнергосбыта» — 44 рубля за мегаваттчас, для «Волгоэнергосбыта» — 47 рублей за мегаваттчас.

В связи с этим обстоятельством у депутатов возник ряд вопросов. Например, с чем связана существенная разница в ­размере надбавок? Как рассчитывали суммы для отдельных поставщиков? Как оценивали экономическую обоснованность расходов сбытовых компаний? Особенно раздражает депутатов, что монополист НСК получает устойчивую прибыль, которая «избыточно вложена в тарифы на электроэнергию». При этом только на выплату дивидендов НСК потратила в 2009 году — 1 миллиард 75 миллионов рублей, а в первом квартале 2010-го — 548 миллионов. «Если собственники имеют возможность получать прибыль, тем самым повышая тарифы для населения, это неправильно», — полагают депутаты.

По мнению парламентариев, не имея на балансе электрооборудования и электрических сетей и не неся затраты на их поддержание, ОАО «НСК» предпочитает расходовать полученную прибыль на выплату дивидендов, а не инвестировать средства в создание современных центров обслуживания клиентов и развитие сопутствующих направлений деятельности. Депутаты говорят о том, что региональная служба по тарифам может влиять на стоимость электроэнергии для конечных потребителей, в том числе и путем сокращения сбытовых надбавок, но по каким-то причинам не делает этого.

Сетевые тарифы растут из-за включённой в счета инвестиционной составляющей. Другое дело, что объём собранных средств, сформированных в тарифе под этой «табличкой», и их использование, по мнению депутатов, не контролируется органами областной исполнительной власти. Инвестиционная составляющая в тарифе должна быть, когда она реально работает. «Строятся трансформаторные станции, идёт замена электросетей, обновляется техническое оборудование. Но ведь на деле этого нет, — недоумевают депутаты, — зато есть перебои, аварии и низкое качество поставляемой электроэнергии».

Получается, что средства, сформированные в тарифе как «инвестиционная составляющая», которые должны идти на развитие электросетей, «как правило, уходят на заурядные амортизационные отчисления».

Депутаты предложили провести расследование в отношении деятельности службы по тарифам и её руководителя. Однако депутатское предложение большинством голосов не было принято. Предчувствуя такое развитие событий, один из подписантов — Владимир Буланов — на областном совещании промышленников в Богородске попытался лично убедить губернатора Валерия Шанцева поспособствовать проведению расследования. Однако получил отказ. По словам губернатора, подобное расследование уже проводилось депутатом Заксобрания прошлого созыва Александром Сериковым и «закончилось ничем». Губернатор убеждён, что энерготарифы в регионе высокие только потому, что в Нижегородской области наблюдается энергодефицит, который нужно ликвидировать, строя дополнительные энергетические мощности.

Любопытно, как губернатор ответил на вопрос о том, почему Нижегородская сбытовая компания выплачивает свои акционерам высокие дивиденды, в то время, как большинство промышленников позволить себе такое не могут. По словам Шанцева, ОАО «НСК» работает ещё в нескольких соседних регионах. Поэтому её прибыль в принципе должна распределяться по всем региональным подразделениям компании. «Мы попросили сбытовиков здесь платить прибыль в виде дивидендов, иначе тарифы могли бы быть еще выше», — рассказал журналистам и коллегам Шанцев.

И добавил после этого: «Вы ищете воров не там, где нужно!».

P.S. Доля политизированности в вопросе высоких тарифов на электроэнергию в преддверии декабрьских думских выборов, безусловно, присутствует. Тем более если группа депутатов, которая поднимает этот вопрос, относит себя к оппозиционной политической партии. Другое дело, что разобраться в данном вопросе нужно в любом случае — безотносительно политического окраса участников дискуссии.

Виктор Деменев