11-09-02

Экономика

Задачник по «социалке»

«Дано» и «итого» без купюр

Нижегородская область продолжает исполнять наказы Президента. Только как-то коряво. Дома для молодых сельских учителей не успевают сдать к 1 сентября, пять земельных участков в разных районах области чуть не достались одной и той же многодетной семье, а в очереди ветеранов Великой Отечественной войны на улучшение жилищных условий оказываются подростки.

Заместитель губернатора Нижегородской области Геннадий Суворов — один из самых влиятельных людей региона. Он очень редко подвергается критике, несмотря на то, что возглавляет самый сложный блок — социальный. Но 17 августа, что называется, не был днём Бэкхема: Геннадий Александрович получил настоящую отповедь. Случилось это на совещании руководства области с главами местного самоуправления.

Суворов выступал первым, потому что днём у него был запланирован приём граждан (интересно, многим ли он помог в таком плохом настроении?). Первым делом он сообщил, что в регионе всё хорошо. 276 домов для молодых специалистов готовы на 90%, подрядчики обещают сдать их к 1 сентября — вот только администрации некоторых районов не успевают к этому времени подключить электричество. Но это не беда, потому что с 22 августа молодым врачам и учителям начнут выдавать автомобили, а на них можно доехать до школ и больниц и из Нижнего Новгорода.

Вообще, с домами много проблем. Абсолютное большинство из них не простаивает и года без капремонта и переделки — об этом сообщали все более или менее независимые СМИ региона. Правительственная пресса молчала ровно столько, сколько это было возможно, но была вынуждена затронуть неудобную тему, когда в регионе началась масштабная программа по ремонту и устранению строительных ошибок. Тогда правительство оправдывалось тем, что дома возводились в спешке, опыта у региона не хватало, а денег было недостаточно. В этом году все эти оправдания вышли боком, потому что о строительстве кричали на каждом углу, опыт и ошибки были усвоены, а денег выделено гораздо больше, но появились новые загвоздки: то тут, то там стали что-то не успевать и путать, деньги при этом осваивались в полном объёме. Суворов немного пожурил за это отстающие районы. А вот губернатор не стал церемониться, а устроил своему заму такую отповедь, что покраснел даже видавший виды Суворов. «Что значит попробуем ускориться? До осени покурить осталось, — радовал литературными сравнениями и образами губернатор, — да над нами уже все журналисты смеются: докладываем «ай как хорошо» — а как до дела, так в кусты».

Дальше Суворов отчитывался в том, как продвигается работа по освобождению 105 помещений в 29 районах области для размещения в них детских садов. Здесь всё пока идёт благополучно, чего не скажешь о детском летнем оздоровительном отдыхе. В этом году по области отдохнули более 300 тысяч подростков и детей, что на 24 тысячи больше, чем в прошлом. Таких результатов удалось достичь за счёт увеличения этой статьи расходов бюджета. Это далось правительству региона непросто, поправки были буквально выстраданы, потому что к моменту появления идеи увеличить количество оздоровившихся бюджет, конечно, был уже сверстан. Но президент сказал модальное слово «надо» — и деньги нашлись. Только вот пустить их в дело почему-то удалось не всем. В Павловском районе они были освоены всего на 48%, а в Сарове — вообще только на 29%.

Со старыми получилось так же, как и с малыми. В очереди на улучшение жилищных условий по программе помощи ветеранам Великой Отечественной войны почему-то оказались люди, не имеющие к войне никакого отношения. Кроме того, выяснилось, что чуть ли не у каждого ветерана по некоторым районам была своя социальная и жилищная норма. Больше всего странностей было выявлено в Шатковском, Уренском, Вознесенском, Арзамасском районах и в Нижнем Новгороде.

Следующей увлекательной темой стал ветхий фонд. В этом году для переселения регион приобрел 179 многоквартирных домов в разных районах, то есть 522 квартиры. Ещё планируется приобрести 108 квартир в Нижнем Новгороде, очень хотелось бы надеяться, что это будет отдельный дом, где будут жить только переселенцы. Удивительная история, заслуживающая отдельной статьи, — история страданий людей, купивших квартиру в новом доме, куда вскоре подселили людей из аварийного фонда. Многие из переселенцев даже не имеют проблем с алкоголем, но, видимо, нелегкая жизнь в разрухе накладывает на психику свой отпечаток, и в мгновение ока новые подъезды, где неделю назад на площадках росли пальмы в кадках, превращаются в пещеры, стены которых испещрены письменами неандертальцев, а кадки с пальмами — во вместительные пепельницы. Но сейчас не о том: чтобы людей переселить, сначала надо получить на это их согласие, что бывает очень непросто, потому что в старых домах их обычно прописано очень много, и переселение для них — главный шанс в жизни, из которого они планируют выжать всё. Самая большая проблема с переселением именно в Нижнем Новгороде, и когда сдадут этот дом или дома, Суворов не знает, как не знает и глава администрации города Олег Кондрашов, пообещавший расправиться с этой проблемой в считанные годы, а теперь неловко помалкивающий на вопросы журналистов на эту тему. А тем временем, если дома не будут сданы до 1 января 2012 года, федеральные средства будут отозваны для перераспределения, и на какие шиши завершится строительство, знает только Бог. Ибо взять средства на эти цели больше неоткуда, так как экономии не получится и по другим программам, которые в силу своей новизны работают кое-как и нуждаются в существенных изменениях. Это относится, например, к программе предоставления земельных участков многодетным семьям.

Этой теме своё выступление посвятил уже министр государственного имущества и земельных ресурсов региона Александр Макаров. Он сообщил, что 13 семей уже получили наделы размером в 15 соток под строительство дома. Рассуждать об этой цифре пока, наверное, рановато. Программа заработала только в апреле, когда по «горячим следам» Послания президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию (озвученном 30 ноября 2010 года) депутаты регионального парламента одобрили в двух чтениях проект закона «О внесении изменений в статью 4 Закона «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и в статью 2 Закона «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Нижегородской области».

Сегодня на территории региона насчитывается около 19 тысяч многодетных семей, абсолютное большинство из которых не слышало Послания и не знает о новых возможностях. Поэтому с весны заявления на землю подали только 211 семей, из которых в очередь были поставлены только 137 семей. Почему так мало? По словам Макарова, это происходит из-за того, что программа имеет три существенных ограничения. Во-первых, в региональном законодательстве в этой части действует принцип нуждаемости, то есть на улучшения могут претендовать только те семьи, чья жилплощадь не вмещает всех членов по нормативам. Вот тут сразу возникает разногласие: как правило, отсутствие места для всех детей служит для органов соцзащиты основанием забрать их из семьи. Значит, по идее таких семей у нас в регионе быть не должно! Но для них почему-то даже пишутся отдельные законы… Во-вторых, участок предоставляется только за городом, то есть семье, живущей в Нижнем Новгороде, по этой программе придётся скорее всего переехать даже не в Арзамас или на Бор, а в какое-нибудь село или деревню.

Здесь можно понять руководство региона: люди сосредотачиваются в больших городах, некому обрабатывать землю, преподавать и лечить в селах. И ничего нет зазорного в том, что губернатор, например, хочет переселить в деревню благополучные семьи — может, это действительно поможет сформировать так называемое «новое село», где нормально работают и живут, а не только бухают. К тому же, не насильно же это делается, если семья не хочет в область, то никто не сможет её туда переселить насильно, а земля может стать отличным стимулом.

Сегодня в регионе насчитывается около 19 000 многодетных семей, большинство из которых не слышало Послания президента и не знает о новых возможностях. С весны заявления на землю подали 211 семей, в очередь были поставлены 137 семей. Почему так мало?

Больше всего разногласий вызывает третье ограничение: земля не может быть сразу предоставлена в собственность. Сейчас работает схема «3+2», то есть, сначала земля находится в аренде три года, пока на ней идет строительство дома, а затем передаётся в собственность. Если же строительство не было закончено за это время, то аренду продлевают ещё на два года, а затем участок переходит в безвозмездное владение семьи, вне зависимости от того, закончено на нём строительство или нет. Макаров предложил увеличить количество осчастливленных землёй многодетных семей путём снятия всяческих ограничений. Законопроект, отменяющий на региональном уровне принцип нуждаемости и обязательную аренду, уже проходит экспертизу, планируется, что он будет представлен на рассмотрение депутатов ОЗС уже этой осенью.

Странно, но губернатор активно восстал против этой инициативы. Это удивило всех, даже его заместителя Дмитрия Сватковского, который тут же сообщил, что отмена аренды — личная рекомендация президента. Шанцев же на это ответил, что сам займётся этим вопросом, так как не хочет плодить спекулянтов, ибо земля сегодня дорога и стань она сразу собственностью, многодетные семьи тут же продадут её без всякого строительства. Вот только губернатор, видимо, забыл о том, что цель программы — улучшение жилищных условий многодетных семей. Так какая же разница, улучшат они их за счёт переселения за город или за счёт продажи земли и приобретения на эти деньги, например, новой квартиры. Конечно, скептики могут возразить, что при отмене условий землю начнут получать все кому не лень, а среди многодетных семей, к сожалению, встречаются и не вполне благополучные. На эти замечания уже даже лень отвечать, ибо пить можно и на выданной земле, и вовсе без неё. Это не повод оставлять без участка те благополучные семьи, где родители умудряются сводить концы с концами, быть достаточно успешными для того, чтобы их дети не испытывали нужды, в том числе жилищной. Поощрять надо такие семьи. Наверное.

Впрочем, существует и ещё одна проблема, очень комичная для такой серьёзной программы. Отсутствие единой базы привело к тому, что одна и та же семья была включена в очередь по этой программе сразу в пяти районах области. Скорее всего, это произошло не по злому умыслу, а из-за недоверия к власти, — вряд ли семья претендовала сразу на пять участков, наверняка хотела подстраховаться, как раньше делали абитуриенты, подавая документы сразу в несколько вузов. Тем не менее, это посеяло суматоху в органах власти. Макаров объяснил, что единой базы нет, но объявлен конкурс на создание этого ресурса до конца года. Четыре месяца! Не многовато ли для региона, который регулярно получает федеральные награды за самое крутое развитие электронного правительства, где программистов хоть в бочках засаливай? Вот и получается, как в сказке: и парча есть, и шёлк, и портных целый штат, но платье сшить не могут — потому что игла сломалась, а на весь регион она одна.

Вероника Щедрина