11-09-09

Культурный слой

Павел Лялин: «Нам крайне приятно, что нас сравнивают с «ДДТ»

Если и остался в Нижнем бескомпромиссный русский рок, то точно в лице группы «АнтиДот». У неё философские тексты и жилистые мелодии. Группа существует с 1998 года, в ней сменилось пять составов, и ведёт её по жизни вокалист Павел Лялин. Обычно «АнтиДот» выступает либо на квартирниках, либо в небольших клубах, хотя был период, когда группу можно было увидеть в «солянках» во Дворце спорта «Торпедо» и театре «Комедiя». Принимали участие в фестивалях «Звуки Весны», «Звуки Осени», а также в проводимом в парке «Швейцария» «Фестивале рабочей молодёжи», за что музыкантам было вручено благодарственное письмо от местного Комитета культуры, и для «антидотовцев» это до сих пор причина для гордости. Сегодня ребята доделывают альбом «Пропавшие в тумане», над которым работали три года. По словам лидера, это музыка с претензией на симфоническую архитектуру и многослойность. Я прослушал вещи с нового альбома, и мне показалось, что группа звучит как «ДДТ» образца начала века. Да и поэтические образы будто списаны у Шевчука.

— Это случайно вышло или вы на Шевчука равняетесь? — интересуюсь у Павла Лялина.

— «ДДТ» — очень уважаемая нами группа, и нам крайне приятно, что нас сравнивают с ней. Целенаправленным копированием мы не занимались за ­исключением случая с песней «Снежная Быль». Когда мне было 14 лет, я в стихотворную сетку песни Шевчука «Ты не один» вставил свои слова со схожей тематикой, и наложил текст на гармонию песни «О Любви», исполняемую Чижом. Я просто забавлялся — это было четвёртое произведение, написанное мной в жизни. Фёдор Кустинский потом снимет клип на эту песню. Получилось забавно: писались в студии одни музыканты, а снимались совершенно другие. Для меня огромной честью было познакомиться с Шевчуком в мае 2005 года на «Нашем Радио». Шевчук внешне очень похож на моего отца — мои друзья от удивления офигевают, когда в гости заходят. Мать мне рассказывала, что в восьмидесятые, когда я был маленький, тыкался в экран, думал, папу по телевизору показывают. Они тогда оба густую бороду носили и даже одинаковые очки. Летом 1996 года впервые спросил у родителей: «А что это за надпись «ДДТ» у него за спиной?» Но те, кто слышал нашу новую музыку, говорят, что она уже не похожа на «ДДТ». Хороший знак — значит, трансформируемся, сохраняя свои лучшие традиции.

— Не мог бы ты охарактеризовать каждый из пяти составов «АнтиДота» — в чём сходство, в чем различие?

— Первый состав — школьные друзья из лицея № 40, мы переигрывали «ДДТ», «Кино», «Сплин». На этих вещах я учился искусству аранжировки. Было интересно записывать песни — например, получить перегруженный звук гитары, пропустив её через аудио-плеер, старый катушечный магнитофон или даже через городской телефон. Результаты приводили в восторг. Второй состав был гранджевый — ребята из тусовок групп «FPG» и «The Паразиты». Всех пёрло, но меня напрягало то, что стиль не совсем соответствовал характеру песен. Постоянно «жарить» на квинтах — это не моё. Третий — шаг в сторону конструктивизма и усложнения музыки. Музыкальные вкусы участников тогда сильно отличались — металл, джаз, классическая музыка, электроника, но когда собирались играть вместе, то на выходе все равно получался «Его Величество Русский Рок». Четвёртый набор 2004–2005 годов — движение в сторону профессионализма. Четверо участников были из музучилища, например, известный гитарист Юра Лисин. Подъём на новый уровень позволил привлечь серьёзных спонсоров, и мы обзавелись инструментами, которые служат нам до сих пор. Пятый состав — тот, что сейчас. Нас семеро, играем симфо-рок.

— Про вас всегда говорили как про группу социальную. Какой вы видишь сегодняшнюю страну? Успеваешь следить за тем, что происходит вокруг?

— «Антидот» задумывался как противоядие против людской разобщённости, духовной нищеты, творческой безыдейности. Как сила, провоцирующая людей рушить тюрьму, которую они сами себе выстроили. В стране сейчас нет национальной идеи, и волны патриотизма вспыхивают в обществе локально, часто в шовинистической форме. Ужасно, когда страна радуется «победе» над грузинской армией или военным операциям в локальных конфликтах. Не могу гордиться государством, которое выбрасывает своих бойцов в подворотню, где они, если ещё в состоянии, должны просить милостыню. Я убеждён, что если будут раскрыты громкие преступления, такие, как убийства Льва Рохлина, Дмитрия Холодова, Галины Старовойтовой и Владислава Листьева, то вертикаль власти основательно пошатнётся, и с неё посыплются знакомые нам всем персонажи. Угнетение нации налицо. Будем с этим бороться. Обществу нужно вдохновение и нужны ­вдохновители. Нам их необходимо отыскать, они есть. Властители душ дают человечеству иммунитет от сумасшествия. Тем не менее, Россия сейчас, возможно, переживает едва ли не лучшие времена — у нас есть условия для роста, правда, почему-то всё сделано так, чтобы мы теперь расти как раз и не хотели.

— «АнтиДот» постоянно в андеграунде. Это идейная позиция?

— Виновата в том сильная кадровая текучка — через группу прошло около шестидесяти человек. Музыканты далеко не всегда оправдывали мой выбор — я крайне требователен в вопросах аранжировки и исполнения. Порой на репетиции кто-то мог «закипеть» от многократного проигрывания конкретного куска. И в результате кадровой замены приходилось ждать, когда новый участник будет достаточно натаскан. Между музыкантами случались конфликты, у девчонок на репетициях случались истерики. Я крайне негативно отношусь к несанкционированным отклонениям от задуманных партий, всяческой отсебятине, к лажам на концертах. За судьбу команды ответственен в равной степени каждый её участник, рвётся одно звено — рвётся вся цепь. К андеграундной тусовке группу я не причисляю. Готов выступить хоть в «Лужниках», хоть в «Олимпийском», хоть на «Нашествии», чтобы чётко и открыто проявить свои гражданскую позицию.

 

Там, где я выл, упала луна,

Упала, разбилась и месяцем стала.

Где-то за кадром алеет весна.

Я верю в надежду на любовь,

Я меряю одежду богов,

Но я человек,

И мне здесь жить только век…

Вадим Демидов