11-09-16

Экономика

Очаровательный взгляд палача

Уход прокурора Нижегородской области Валерия Максименко — с повышением — в Генеральную прокуратуру прогнозировался. Он входит в команду генпрокурора Юрии Чайки. Поэтому после «обкатки» в Нижнем Новгороде Максименко должен был перейти чуть ли не на заместителя генерального прокурора. Но получилось не триумфальное повышение, а замещение вакансии, которая образовалась, как сообщают федеральные СМИ, в результате разборок Генпрокуратуры и Следственного комитета.

Валерия Максименко сменил в Нижегородской области прокурор Владимир Демидов. Тот ушёл с должности из-за конфликтов с губернатором Валериием Шанцевым и депутатом Государственной Думы Александром Хинштейном. Демидов, в частности, «погорел» на уголовном деле по факту уклонения от уплаты налогов в отношении балахнинского комбината ОАО «Волга». Не исключено, что тут лоббировал уголовное дело один из олигархов, который имеет экономические интересы в Нижегородской области.

Конфликт дошёл до того, что чуть ли не впервые в истории дело разбиралось в 2006 году на заседании Законодательного собрания области. В результате чего позиции Владимира Демидова были ослаблены.

Тогда депутат Хинштейн, который теперь в Балахне всегда почётный гость, немедленно заявил, что Демидова уберут и не трудоустроят даже гардеробщиком. Но тот ушёл в министерство юстиции, где вскоре стал замминистра. На каком-то совещании потом видели Хинштейна и Демидова мирно беседующими, что вызвало немало иронических реплик.

Максименко и Демидов — противоположности. Демидов не душил средства массовой информации, слыл либералом, имел свою концепцию борьбы с преступностью. Он мог сказать «нет» любому чиновнику. И за это, кстати, тоже поплатился. Демидов, допустим, критически относился к идее главы Нижегородской области о передаче полномочий правительства региона и муниципалитетов в сфере земельных отношений.

Когда Максименко пришёл в Нижегородскую область, сразу стало понятно, что тут появился жёсткий руководитель. Это и понятно. Он ранее работал в одном из южных регионов России, где иначе действовать нельзя.

Практически сразу он пошёл на конфликт с одним из средств массовой информации, чего никогда не допускал Владимир Демидов. Максименко решил защитить честь и достоинство ведомства в лице одного из районных прокуроров. В дальнейшем для него явилось неожиданностью, что на уровне районов в прокуратуре царит разложение.

Максименко и Демидов — противоположности. Демидов не душил СМИ, слыл либералом со своей концепцией борьбы с преступностью. Он мог сказать «нет» любому чиновнику. Например, критически относился к идее о передаче полномочий правительства региона и муниципалитетов в сфере земельных отношений

Валерий Максименко, кстати, активно омолаживал районное звено прокуроров, но каких-то успехов в нормализации работы на местах так и не достиг. Прокуратура, как участвовала в экономических процессах, так и участвует. Даже «дело шатковского водоплавающего прокурора» Смирнова, в которое «замешали» пишущего эти строки, имело скрытую экономическую составляющую. На судебном процессе сначала присутствовал представитель одного хозяйствующего субъекта, который отслеживал: будут ли затронуты вопросы бизнеса? Как нам потом говорили, между двумя силовыми ведомствами был конфликт по поводу одного из предприятий и в прокуратуре посчитали, что газетчики за деньги решили вывести из игры одну из сторон. Это и вызвало такую реакцию в областной прокуратуре.

Кроме того, в деле было заинтересовано и областное правительство, которое активно боролось с «журналистской оппозицией».

Максименко вёл линию на то, чтобы у прокуратуры были хорошие отношения с властью и судебной системой. Говорят, что в 2010–2011 годах у него несколько ухудшились отношения с губернатором Шанцевым, но с судом прокуратура плотно дружила.

Собственно, надзорные функции при Максименко прокуратура выполняла «не очень». Поэтому можно и поёрничать по поводу того, что экс-нижегородский прокурор стал начальником Главного управления по надзору за следствием. Это самое слабое место — надзор за следствием — у Валерия Максименко.

Ветераны прокуратуры, которые работали ещё в советские времена, невысоко оценивали профессионализм Максименко. Они в шутку говорили, что самое лучшее его качество — очаровательная улыбка, красивые глаза.

Но расскажу-ка я о личном впечатлении от экс-облпрокурора.

На заседании Заксобрания он дал депутатам заведомо ложную информацию об упомянутом мной ранее «деле шатковского водоплавающего прокурора». Когда Максименко вышел из зала заседаний, я подошёл к нему и на ходу разъяснил, где он солгал. Когда мы вышли на улицу, он спросил меня: «Чего вы хотите?» Я ответил, что хочу посмотреть ему в глаза. Мне стало заметно, что Максименко испытал при этом какое-то облегчение. Он охотно вгляделся в меня и около секунд тридцати-сорока мы испепеляли друг друга глаза в глаза. Максименко спросил: «Всё?» И пошёл к служебному автомобилю. Я увидел очаровательный взгляд палача, который запомнил надолго.

Отмечу, что после этого разговора Максименко не утвердил «шатковского прокурора» Смирнова в должности прокурора Арзамаса и Арзамасского района, переведя его в помощники. Хотя вопрос уже фактически был решён. Вместо него он поставил на должность бывшего лукояновского прокурора.

Не зная о результатах работы Максименко в Нижегородской области, эксперты на федеральном уровне по-разному оценивают, как будет осуществляться теперь надзор за следствием. Кто-то считает, что он оживится. Но в большинстве своём эксперты правильно полагают: Максименко — абсолютно системный человек, который туда впишется на 100%. И, как сейчас, раскрытие ошибок и нарушении следствия будет проявляться только когда речь зайдёт о личностных конфликтах руководителей правоохранительных ведомств и в ряде бизнес-конфликтов. Это и понятно. В Нижегородской области тоже действует правило: следствие всегда право.

Что касается назначения нового прокурора Нижегородской области, то, скорее всего, тут будет третий подряд «варяг». В нынешнем составе региональной прокуратуры достойной кандидатуры, видимо, нет. За время работы Максименко, в высшем эшелоне руководства областной прокуратуры прошли большие изменения. Новые люди либо не умели себя проявить, либо являются «тенью» Максименко.

Перед приходом Валерия Макси­менко в область кадровая ситуация была получше. Так, после «горняка» Демидова ожидалось, что его сменит не «южанин», а местный человек. За «дело братьев Дикиных» сулили место прокурора Нижегородской области Белову, но его отправили в транспортную прокуратуру, отдав предпочтение «варягу».

Виктор Деменев