11-09-16

Экономика

Переходим эту реку вброд…

Муниципальные чиновники проиграли «битву за Канавинский мост» коллегам из области

В начале апреля 2010-го в Нижнем произошла транспортная катастрофа. Городу, и так задыхающемуся в пробках, было уготовано новое испытание — ограничили автомобильное движение по мосту через Оку.

Канавинский мост через Оку был построен в 1935-м. Еще в 60-е годы про мост ходили легенды, что именно под арками Канавинского моста пролетел на самолете Валерий Чкалов, хотя это случилось в Ленинграде. За более чем 70-летний период эксплуатации мост оброс мифами и всего дважды подвергался реконструкции и капитальному ­ремонту — в 1971-м и 1996-м. В последний раз был начат капитальный ремонт моста, который по причине отсутствия финансирования так и не был осуществлён. Все эти годы мост находился в муниципальной собственности, но у мэрии вечно не хватало денег, чтобы серьёзно заняться переправой. Почти семь десятков лет по мосту громыхал трамвай, что явно не способствовало его сохранению. Наши чиновники тянули время, надеясь, что, авось, всё и обойдётся. Не обошлось. Три года назад, по результатам обследования состояния несущих конструкций, мост был признан аварийным. Однако ещё не был пущен метромост, и мост закрывать тогда не решились. Однако после пуска автомобильной части метромоста руки в чиновников были развязаны. Тогдашний замгубернатора Валерий Англичанинов заявил, что «по Канавинскому мосту после его закрытия общественный транспорт пойдёт снова очень нескоро». В 2009-м был проведен конкурс на выполнение обследования моста и проектирование его реконструкции, который выиграло ОАО «ИркутскгипродорНИИ». Институт провёл обследование моста, и 1 апреля 2010 года в мэрию официально доставили документацию о небезопасности эксплуатации моста. Проектанты определили две полосы моста, движение легковых автомобилей по которым допустимо. Мост закрыли, а пробки в городе стали поистине гигантскими. Стали поговаривать, что верхняя и нижняя часть города — это, по сути, два разных города, настолько трудно стало просто «переехать через реку».

Закрыть своими руками главную транспортную артерию города, в городских реалиях означает похоронить себя как политика. Потому мост и не закрывали и не ремонтировали. В прошлом году эта незавидная участь выпала на долю мэра Вадима Булавинова. Причём это было сделано непосредственно перед началом судьбоносной избирательной кампании в Гордуму. Было заявлено, что мост закроют как минимум на три года. Заметим, что на результатах «ЕР», которая набрала тогда более 70 % голосов, это обстоятельство вроде бы не сказалось. Однако мэрский пост Булавинов в итоге всё-таки потерял. И закрытие моста явно сыграло в этом свою роль. Дело в том, что летом прошлого года, когда народ, простаивая в пробках на подъезде к окским переправам, материл горвласти, вдруг выяснилось, что у застаревшей проблемы есть иное, более приемлемое для всех решение. И решение это озвучил губернатор. Но по большому счёту, Канавинский мост — епархия мэрии. Однако на фронте бывают ситуации, когда старшие по званию командиры, выходят из окопа и берут на себя командование вместо необстрелянного или растерявшегося лейтенанта. Оказывается, можно и нужно не закрывать важнейший мост на три года, а провести ремонт за меньший срок! Кто виноват в том, что горвласти первоначально приняли неверное решение, основательно подпортившее имидж муниципалов? Инженеры из далекого Иркутска, не знающие транспортных реалий Нижнего, а потому без сомнения давшие чиновникам ценный совет закрыть переправу? Или бывший глава гордепартамента транспорта Владимир Грибов, безропотно пошедший у них на поводу? В любом случае разгребать проблемы пришлось главному должностному лицу региона. Шанцев поставил перед строителями задачу провести реконструкцию. При этом удалось избежать закрытия моста на три года, как предлагалось первоначально. Уже в октябре все шесть полос были открыты для легковых автомобилей, а в мае разрешили движение по мосту всех видов транспорта. С деньгами тоже «не нагрубили». Первоначально на выполнение ремонтных работ была предусмотрена сумма в размере 927 млн рублей. Однако за счёт эффективного технологического решения ремонт обошелся в 704 миллиона 450 тысяч рублей бюджетных средств. «С инженерной точки зрения, работы по реконструкции Канавинского моста были уникальны. Можно смело гарантировать, что мост прослужит нижегородцам десятилетия», — убеждает зампредседателя Заксобрания Александр Табачников.

Шанцев считает, что в будущем Канавинский мост, возможно, станет пешеходным. Но для этого придётся построить не одну переправу через Оку и Волгу, поэтому в ближайшее время этого точно не произойдёт. А то, что произойдёт уже совсем скоро, — известно. В ближайшее время запустят расширенный Окский съезд, который увеличит пропускную способность Молитовского моста на 40 %. В следующем году доделают подходы к метромосту, что разгрузит центральные улицы города и в два раза увеличит пропускную способность метромоста. С другой стороны, в Нижнем Новгороде каждый день продается примерно 100 (!) новых автомобилей. Часть их них уезжает в область, но большинство новых авто выходят на улицы забитого транспортом областного центра. Власти строят новые дороги и мосты и ремонтируют старые, а горожане лихорадочно покупают себе новых «железных коней». Кто будет первым в этой гонке за «комфортом проживания и передвижения»?

Сергей Анисимов