11-09-16
Политика
Политически опасный хлеб
Как выяснилось, бизнесмены во власти — это так опасно. Но факт остаётся фактом: инвесторы рассматривают главу города и девелопера как один из серьёзных рисков, а сидящего в администрации ресторатора — как знак «кирпич» для общепита. Кто же знал, что откапывать топор войны с властями придётся даже мирным хлебопекам?
Во все времена городские власти применяли прессинг к уличной торговле: минимум — гоняли бабушек с укропом, максимум — занимались сносом киосков и пытались прикрыть рынки. Всё это делалось под лозунгом о желании стать «настоящим европейским городом, комфортным для проживания людей». Создавалось впечатление, что власти — невыездные, так как ни разу не покупали булочку на улицах Европы.
Однако если раньше городские чиновники не входили в раж, тем более перед федеральной выборной кампанией, то теперь для молодых бизнес-волков даже красные флажки выборов в Госдуму ничего не значат. Уже и федеральные власти решили проявлять социальную осторожность — повышение тарифов перенесли на июль будущего года, лишь бы не тревожить население. Но Сорокин и Кондрашов продолжают завинчивать болты. Видимо, уже махнули рукой и смирились с 35?% популярности партии власти.
Жертвой такой политики становится даже радость от горячей выпечки к столу, купленной прямо у дома. Она останется, видимо, привилегией французов. Жителям нижегородских спальных районов не почувствовать себя европейцами: власти пресекают мобильную торговлю горячим хлебом.
Хлебопёков вообще в битвах властей и торговцев никогда не трогали. Хлеб — это святое, любые телодвижения в этой теме всегда аукались народным недовольством. И неважно, о чём шла речь — повышении цен на хлеб или сокращении точек его продажи. И вот с конца лета городские власти увлечённо пилят сук, на котором сидят.
Летом в заречной части Нижнего Новгорода один из предпринимателей решился на новый для Нижнего Новгорода маркетинговый ход в торговле хлебом. Автомобили-«каблуки», раскрашенные в фирменный цвет, с надписью «Хлеболёт» начали посещать спальные районы с доставкой горячего хлеба и выпечки, которая раскупались буквально за час. Вкуса горячим буханкам ещё и придавала цена — 16 рублей. Согласитесь, такая прелесть да ещё не в ходе очередной выборной кампании кажется чудом и несбыточной мечтой граждан. Вот что маркетинг животворящий делает!
Успех не остался незамеченным. Администрация Ленинского района быстро организовала рейд, в ходе которого «хлеболёты» вместе с организовавшимися очередями сгонялись с места. То, что заместитель главы администрации Ленинского района по экономике, предпринимательству и развитию района Валерий Лунев проводил «облёт» в сопровождении сотрудников полиции, было весьма предусмотрительно. Граждане были предельно возмущены. А то, на что способны отчаянные пенсионеры, можно посмотреть на видеозаписях с протестных митингов в центре Нижнего Новгорода. Там именно граждане старой закалки лупят ОМОН клюшками и отбивают задержанную молодежь. Словом, лучше не связываться — это всё игры с огнём.
Разгонами дело не закончилось. Чтобы «хлеболёты» не могли проехать в некоторые дворы и, например, торговать около больницы № 33, чиновники установили «малые архитектурные формы» — вазоны. Теперь там, где появляется «хлеболёт», начинают цвести цветы. Думаю, горожане найдут десятки мест, куда надо начать возить горячий хлеб, чтобы власти занялись там благоустройством.
А дальше — больше. Продаваемая из «хлеболётов» выпечка, по словам господина Лунева, растиражированным в городских газетах, изготовлена «в одной из пекарен Автозаводского района». Мол, граждане сами не знают, что кушать изволят. Возникает вопрос о познаниях чиновника в сфере экономики, за которую он вроде бы как отвечает. «Одной из пекарен Автозаводского района» является хлебный гигант Нижнего Новгорода — хлебозавод «Колос?3». Предприятие, которое в Ленинском районе так пренебрежительно называют «пекарней», кормит хлебом полгорода с 1931 года — это ровесник ГАЗа. И не знать этого, занимая высокий пост в МСУ, как-то несолидно. А если заниматься вопросами качества, то можно узнать много интересного: например то, что у «Колоса» самая современная лаборатория. Можно даже ещё больше расширить свои познания и поинтересоваться устройством самих «хлеболётов», изготовленных по заказу, с уникальной технологией сохранения качества хлеба и сертифицированных. Лотки на земле городским чиновникам, видимо, мерещатся, так же, как и «одна из пекарен». Подтасовки налицо.
Ну, а раз на сцене скандала появился гигант, то чиновники явно попали не в простую ситуацию — у хлебозавода есть все основания считать их пешками в нечистоплотной конкурентной борьбе. Нижегородский рынок хлебопекарной продукции славится жёсткой конкуренцией. На продукции таких старожилов, как автозаводский, печёрский и сормовский хлебозаводы выросли поколения горьковчан и нижегородцев, которые с легкостью отличают «свой» батон от произведённого на другом предприятии. Производство хлеба и его торговля — дело тонкое. И подключение административных инструментов в этом процессе просто опасно. Слова «Нас оставили без хлеба!» в каком-нибудь глухом, лишённом даже хлебного киоска микрорайончике, звучат как приговор в преддверии выборов.
Поэтому неудивительно, что главы с богатым чиновничьим, партийным и политическим опытом сразу поняли, чем чреваты такие войны, и как много плюсов несёт в политике горячий хлеб по социально низким ценам. Глава Канавинского района Николай Сатаев, которого и сторонники, и оппозиционеры называют за глаза «человеком-бульдозером», лично борющимся с несанкционированной торговлей, пригласил «хлеболёты» в свой район. Остальные, видимо, забыли, чем тот же любимец пенсионерок Александр Бочкарёв вскрывал все планы «единороссов» в Советском районе, как консервным ножом банку килек. Социальными ценами на стратегические продукты в том числе. И Сатаев это знает. Поэтому, наверное, некоторым стоит взвесить, что дороже: бизнес-интересы конкурентов хлебозавода или выводы вышестоящего начальства по поводу низкой поддержки правильной партии населением.
К сожалению, остальной страдающей от самодурства районных властей рознице можно только посочувствовать — за их спинами стратегических гигантов нет. А чиновники подходят к решению вопроса системно, со знанием дела, используя в борьбе с предпринимателями не только всю мощь административного ресурса, но и технологии юридически выверенных постановлений и предписаний. Просто хлеб — это не пиво, жвачка и курочки-гриль. С ним не шутят, особенно когда политический календарь предписывает властям до декабря широко улыбаться населению.
Денис Никифоров