11-09-23

Общество

Экстрим в городе

Этой осенью в «Новой» в Нижнем» по традиции проходят практику студенты-журналисты из иняза. Третий курс. Рады представить читателям первую публикацию наших практикантов!

Фото: Стас Миклин

Вначале было трое

Нижний Новгород с давних пор является одним из родных мест для экстремалов. И нередко в поисках адреналина в наши края съезжаются ребята из близлежащих городов, чтобы принять участие в различных контестах, то есть соревнованиях, проходящих не под эгидой какой-либо федерации. Экстрим-культура в нашем городе довольно широко распространена и популярна. Чуть ли не каждый день любой из нас может встретить на улицах ребят, проезжающих мимо на роликовых коньках, маунтинбайках или скейтбордах.И это несмотря на то, что для выполнения различных трюков в каждом из перечисленных видов спорта нужны определённые препятствия, а в нашем городе до недавнего времени не было ни одного достойного экстрим-парка для тренировок и тем более соревнований. А потому юным любителям острых ощущений приходилось довольствоваться лишь городскими препятствиями. Зачастую не самыми безопасными для здоровья.

О том, как в городе зарождался экстрим, мы решили узнать у участника движения. Он катается на BMX-велосипедах, используемых для трюков в одноимённом виде спорта, который в переводе означает «велосипедный мотокросс». Эта одна из самых молодых и популярных дисциплин в крупнейших городах России.

— Первый ВМХ в Нижнем Новгороде появился у небезызвестного в экстремальных кругах Николая Масленикова из team52, — рассказывает Евгений Кулаков. — Ему, похоже, не особо понравился данный вид экстрима, и велосипед перебрался к его другу Никите Герасименко. Мне кажется, это было в районе 2000 года. Потом Никита обзавёлся новым байком, а Федя Шишканов получил в наследство старый. Так и началось развитие ВМХ-культуры в Нижнем. Сам я начинал кататься на роликах и горном велосипеде. Как часто бывает, где-то увидел соревнования — скорее всего, по телевизору, потом столкнулся с теми ребятами, кто уже катался, загорелся этой темой и плавно пришёл в ВМХ. Свой первый велосипед я купил где-то в середине 2002-го. На одном из фестивалей я как раз и познакомился с Никитой и Федей. Мы обменялись контактами. А в начале осени, когда на площадь Ленина перевезли скейт-парк, я познакомился с другими райдерами, которых можно было тогда пересчитать по пальцам: Никита Азаров, Валера Пашевич, Серёга Минаев. Всю осень катались, начали закреплять трюки. И парк, кстати, был очень даже неплохим — даже по сегодняшним меркам.

На следующий сезон нас немного прибыло: появился Дима «Космонавт», совсем маленький Миша Сорокин и ещё несколько ребят. Сложилась семья близких по духу людей, которая была частью более глобальной экстрим-семьи, состоящей из немногочисленного количества роллеров и скейтеров. Все поддерживали друг друга, радовались, когда кто-то делал новый трюк. Сами велосипеды в то время весили немерено — под 13–15 кг, наверное. По нынешним меркам это очень много. С запчастями было сложно, так как в магазины их никто не завозил. И вообще, велосипеды периодически ломались, приходилось возить с собой рюкзак всяческих ключей и подручных средств.

В конце 2003-го парк на Ленина сломали, и часть оборудования пришла в негодность. Но это не особо нас обламывало — мы катались на том, что было, и каждый вечер тусовались на Ленина же, иногда выбираясь кататься на улицы города. Потом парк просто вывезли на помойку, так как не была согласована установка каких-то ограждений. За это спасибо чиновникам. После этого мы катались в основном на улицах, копали так называемые «дёрты» — трамплины из земли — и катались на них. В наших рядах ещё прибыло, появились кстовские ребята, у которых сейчас очень хороший уровень катания. В 2003, 2004 и, наверное, в 2005 годах соревнований, кроме Snickers-Урбании, не было. Ещё одной проблемой была зима. Крытых площадок у нас не было, а большое желание кататься — было, поэтому мы катались. Раскапывали перила, очищали ступеньки от снега и катались. Так продолжалось, пока зимой 2007-го Владимир Варцов, роллер, открыл скейт-парк «Фрутбуттер» на 7 этаже в здании НИИТОПа, где мы и откатали весь зимний сезон. Парк просуществовал один сезон, но всем очень запомнился своей атмосферой. Кстати, примерно в это же время появилось первое нижегородское ВМХ-видео. Наверное, в году 2006-м в ВМХ-движении появилась Инна Садовская — девочка, которая, можно сказать, на свои средства построила два фанбокса и разгонку — не идеальное оборудование, но всё же. И ей огромное спасибо — часть этих установок до сих пор используется. Потом ещё ребята с Речного вокзала, которые катались на набережной, там же построили фанбокс из подручных средств — поддоны, куски фанеры. Вообще, если бы тот, самый первый, парк на Ленина не сломали, уровень катания нижегородских ВМХ-ков был бы намного выше. Потому что на начало «нулевых» мы шли наравне с московскими и питерскими спортсменами. Но потом всё стало глохнуть. Хотя сейчас всё должно измениться.

ЗаПАРКовались

Когда Женя говорит о переменах, он, видимо, имеет в виду открытие первого нижегородского парка экстремальных видов спорта, которое состоялось в минувшие выходные. О «легализации» экстремалов мы расспросили Алексея Гладкова и Наталью Боровову, занимавшихся проектом от истоков и до самого завершения.

— Какова ваша роль в создании парка?

Наталья: О создании парка нижегородские экстремалы начали задумываться ещё во времена зарождения культуры, и несколько лет мой муж, Толя Боровов, ходил в администрацию с просьбами утвердить разработанный нами проект, но безуспешно. Мы даже писали премьер-министру и президенту, но в ответ получали только обещания. И вот, наконец, администрация Приокского района дала добро на строительство и выделила для этого средства. И отдельное спасибо главе района Андрею Черткову, который нам очень помог.

Лёша: А я был главным инженером-проектировщиком. Разрабатывал проект, руководил строительством. Чертежи придумывал сам, основываясь на стандартах, кое-что перенял с соответствующих сайтов, помог опыт катания в других городах. Идея-то зародилась давно, когда поняли, что уличных препятствий для катания недостаточно. Нижегородские райдеры занимают далеко не последние места в российских соревнованиях, и нам просто был необходим парк для тренировок.

— Долго строили?

Лёша: Почти два месяца, и, если честно, строили все, кто имел возможность. Не только сами экстремалы, но и жители близлежащих домов. И, естественно, во главе стоял Толя Боровов.

Лёша: Есть стандарты, в соответствии с которыми проектируются подобные парки, но они очень условные. Вообще, принцип «чем интереснее и необычнее, тем лучше». В нашем основная фигура — сдвоенная минирампа со спайнами, добавили пирамидку и квотер. Пару фигур привезли из парка Швейцария, доработали. Потом построили учебную минирампу рядом с основной. Она мягкая — из поролона и резины для изучения особо опасных трюков. Кстати, аналогов ей в России нет.

— Планируете сделать парк крытым?

Лёша: Разумеется, у нас есть идея найти спонсора для строительства крыши над рампой, но это уже другие деньги совсем. И пока, насколько я знаю, средства на это выделять не планируется. Но у нас где-то три-четые года, потому что те же рампы мы покрывали двумя слоями самой навороченной фанеры — ламинированной.

Наташа: Если честно, мы хотим добиться строительства ФОКа по экстремальным видам спорта. В нашем городе есть комплексы, в которых можно заниматься плаванием, баскетболом, волейболом, и мы хотим создать нечто подобное для тех, кто интересуется уличной культурой.

Татьяна КУМОВА