11-09-23

Среда обитания

Катался ли Минин на фуникулёре?

Через год нас порадуют «канаткой XIX века»

Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов заявил, что мэрия намерена завершить проектно-изыскательские работы по оборудованию фуникулёра от кремля до площади народного единства. Запустить фуникулёр планируется в ноябре следующего года в день 400?летия подвига нижегородского ополчения. Радоваться или огорчаться этой новости простым нижегородцам?

Третья попытка

Начнём с того, что в новейшей истории города это не первая и даже не вторая попытка возродить «вагончик на гору». Как утверждают историки, первый в России фуникулёр был построен на территории Нижнего Новгорода в 1897 году. Однако уже в 1920-х годах потребность в нём отпала, и он был демонтирован. То есть рейсовый трамвай, позднее автобусы и личные авто наглядно доказали, что эти виды общественного транспорта гораздо удобнее и для простых нижегородцев, нежели «барские забавы» с фуникулёром. Фуникулёр с самого начала, с конца XIX века был игрушкой для обеспеченных горожан и гостей города, которым было лень прошагать в гору 10–20 минут. Тогдашние власти искали инженерные решения, чтобы преодолеть значительный перепад высот, с которым с трудом справлялись конные экипажи, и нашли. Но новая идеология отменила старые инженерные решения. Советская власть справедливо решив, что в здоровом теле — здоровый дух, без сомнений и мучений демонтировала спорную забаву, придуманную специально ко всероссийской выставке1896 года. Не последнюю роль сыграла и экономическая нецелесообразность перегона вагончика по столь короткому маршруту. Ровно через сто лет, в 1996 году, идея возрождения нижегородского фуникулёра возникла в голове тогдашнего нижегородского градоначальника Ивана Склярова. Причём возрождать решили не там, где он был раньше, а в районе Похвалинского съезда — от Канавинского моста до гостиницы «Нижегородская». Логики и здравого смысла в этом идее было больше, потому что общественный транспорт до гостиницы как не ходил тогда, так и не ходит до сих пор. Возможно, позднее возобладали соображения, что постояльцы «Нижегородской» в состоянии либо вызвать такси, либо воспользоваться личным авто, хотя, возможно, идея рухнула вместе с уходом Бориса Немцова в Москву и переключением мэра Склярова, ставшего губернатором, на проблемы региона. Вероятно, идея была бы воплощена в бытность мэром Юрия Лебедева, которому сегодня — как собственнику «Нижегородской» — фуникулёр явно не помешал бы, но тут случился кризис 1998 года, и необязательные проекты, как тогда казалось, приказали долго жить.

«Сделать красиво»

Идея возродилась несколько лет назад, когда мэр Вадим Булавинов заявил, что в 2007 году начинается строительство фуникулёра в Нижнем Новгороде, причём на прежнем месте — в районе Скобы. Потому что к тому времени Скоба, в связи с новыми политическими веяниями, стала «вдвойне» историческим местом. Сразу было заявлено, что «фуникулёр призван способствовать развитию туристического потенциала исторической части Нижнего Новгорода». Но снова грянул кризис. И пусть сегодня власти говорят, что задержка была вызвана тем, что Нижегородский кремль находился в федеральной собственности, — эта причина явно не главная. Фуникулёр явно нужен властям к 400-летию нижегородского ополчения, то есть через год. Можно было, конечно, плюнуть на кризис и начать строить ещё в 2008-м, построить его, допустим, ещё год назад, но тогда потерялся бы эффект новизны. К тому же, согласитесь, реальные проблемы Канавинского моста куда важнее для города, чем игрушечная канатная дорога для увеселения падких на экзотику туристов. Но вот решение о строительстве вроде бы принято (тьфу-тьфу!). И в этой связи хотелось бы высказать несколько субъективных замечаний.

Экономической целесообразности в нижегородском фуникулёре как будто нет. Однако есть потребность «сделать красиво» для гостей города. Способен ли фуникулёр окупить себя в ближайшие годы? Вряд ли. Несколько лет назад для строительства фуникулёра называлась сумма в два с половиной миллиона евро. Готов спорить, что сегодня эта сумма не стала меньше. Другими словами, фуникулёр будет иметь явно представительский характер в качестве дорогого, но практически бесполезного инженерного устройства прошлых веков. Кроме всего прочего, во времена Минина и Пожарского фуникулёров вроде бы ещё и в природе не было, а эту туристическую забаву обещают пустить почему-то аккурат к юбилею ополчения. Где связь? Или историки-архивисты к тому времени смогут найти необходимые аргументы вкупе с фактами?

Сергей Анисимов