11-10-07

Политика

Как «Лукойл» к успеху шёл

Плохо это или хорошо, неизвестно, но фактом является то, что подавляющее большинство субъектов Федерации контролируется суперкомпаниями. В 2005–2011 годах Нижегородская область при губернаторе Валерии Шанцеве была «ничьёй землей». И это логично. Наш регион слишком велик и разнообразен. И вот, похоже, к концу 2011 года у нас определяется компания, которая получает неофициальный статус главной. Это нефтяная компания «Лукойл».

При губернаторе Геннадии Ходыреве главной компанией был «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Разумеется, это нигде не афишировалось, но де-факто так и было. Сейчас этому есть ряд удивительных доказательств. В 2002 году Ходырев продвигал в представителя Заксобрания Нижегородской области представителя ГАЗа, который контролировался «Базэлом».

В 2003 году ряд представителей компании Геннадия Максимовича баллотировались в Госдуму от блока «Родина», спонсором которого был Дерипаска. Причем, Юрий Сентюрин шёл как раз по Автозаводскому избирательному округу. И самое главное, Дерипаска финансировал выборную кампанию супруги губернатора.

Но окончательно секрет Поли­шинеля открылся летом 2005 года, когда «Базовый элемент» открыто лоббировал кандидатуру Ходырева в губернаторы на второй срок. Как в Нижнем Новгороде, так и в администрации президента.

Когда в область прибыл Валерий Шанцев, о лоббистах вертикально-интегрированных структур ничего не было слышно. Получается, что это был чисто политический выбор тогдашнего президента Владимира Путина. При пересогласовании Шанцева на второй срок опять-таки ничего не было слышно о заступниках с большими деньгами. Хотя иной раз угадывались разной степени прозрачности намёки на «Лукойл».

В нижегородском списке партии «ЕР» всего 11 кандидатов в депутаты Госдумы. Список возглавляет губернатор. Не смогла «партия власти» обойтись без опытного в выборах Вадима Булавинова. Понятно, что область обложили «политналогом» в виде нескольких известных москвичей. Собственно, реальными вакансиями оказываются пять-шесть. И вот три как-то вдруг оказались у кандидатов, близких к нефтяной компании «Лукойл».

На пятом месте в списке партии «ЕР» находится замминистра экономики Алексей Лихачёв. С известной натяжкой его можно назвать и москвичом. Но в Нижнем Лихачёва все считали «лукойловцем». Именно в Кстово и его окрестностях Лихачёв избирался в Госдуму2003 с шлейфом «человека нефтяной компании».

На шестом месте в списке кандидатов от «партии власти» пресс-секретарь НК «Лукойл» Александр Василенко. Тот факт, что Василенко оказался в десятке лидеров первичных выборов, многих удивил… Это означало, что у «Лукойла» есть договорённость с губернатором о поддержке пресс-секретаря Вагита Алекперова.

Другой «лукойловец» — Артём Кавинов, идущий восьмым в списке «ЕР». В отличие от Лихачёва и Василенко, у Кавинова практически непроходная позиция. Однако он вроде и не предполагал перейти на работу на Охотный Ряд.

В региональном партсписке не оказалось ни газовиков, ни энергетиков, ни металлургов. Не прошёл даже выксунец Анатолий Козерадский, которого обычно поддерживала «Объединённая металлургическая компания». И к чему бы этот крен в сторону «Лукойла», когда желающих пропасть в Госдуму было очень много?

В Заксобрании у «лукойловцев» тоже неплохое представительство: там три депутата, так или иначе связанных с этой нефтяной компанией, — Андрей Спирин из «Лукойл — Нижегороднефтепродукт», «лукойловский» энергетик Евгений Люлин плюс тот же Кавинов. Вот и получается неплохой такой рычаг влияния — не только экономический, но и кадровый. И в смысле воспрепятствования тому или иному назначению, и в вопросе продавливании тех или иных фигур.

Наконец, Кавинов возглавляет региональное отделение партии «Единая Россия». Согласитесь, суммарно это большая сила. Таким образом «Лукойл» за последние два года явно нарастил «мышечную массу» в политике, с лихвой вернув те потери, которые понесла нефтяная компания в 2005–2007 годах.

К чему мы ведём? Тема «преемника» Валерия Шанцева в свете усиления «Лукойла» выглядит иначе, чем некоторое время назад.

До сих пор считалось, что губернатор Нижегородской области сделал ставку на перспективу не на опытных профессионалов, а на молодых и дерзких. Но всё чаще в качестве преемников называют новых городских руководителей — Олега Кондрашова и Олега Сорокина. Хотя они и не готовы на данный момент к работе в качестве губернатора. Причём не факт, что они вообще поднимутся до правильных планок.

С некоторой натяжкой можно сказать, что есть нечто вроде вакуума за широкой спиной Валерия Шанцева. Кто-то пересидел на вторых ролях при несомненных способностях (Иванов), кто-то якобы приглашен в Москву (Лебедев), кто-то пока не готов (Кондрашов, Сорокин). При всем богатстве выбора проблемы с кадрами высшего звена налицо.

В этой ситуации главная роль может отойти к «Лукойлу», который если и не контролирует теперь регион, то стал первой компанией. Среди равных. Вспомним, что запасным кандидатом в губернаторы Нижегородской области в 2005 году был топ-менеджер «Лукойл» Вадим Воробьёв. Его до сих пор с уважением вспоминают в элитных кругах региона. Не исключено, что Воробьёв, получив опыт корпоративной работы в Москве, может подстраховать областную власть в случае каких-либо форс-мажоров второй раз.

Но вообще говоря, неоднозначное это явление, когда усиливается одна из компаний. Например, в 2001–2005 годах верховенство «Базэла» не всегда давало положительные результаты. С другой стороны, мы сами не раз отмечали, что «Лукойл» отошёл от политики, например, в Кстовском районе, что создаёт там перманентную нестабильность.

Виктор Деменев