11-10-07

Экономика

Не так насчитали

Практически каждый год в Нижегородской области проявляется бурное недовольство тарифами на отопление. Судя по информации из открытых источников, с 2005 года по настоящее время тепло у нас самое дорогое в ПФО. Понятно, что анализ тут многофакторный и на раз-два в справедливости тарифов не разберёшься. Однако удивляет лукавство властей, пытающихся обосновать дороговизну тепла в Нижегородской области.

Правительство Нижегородской области решило успокоить недовольных высокими ценами на отопление довольно странным способом. Мол, да, мы признаём, что тепло как было, так и остаётся у нас самым дорогим по ПФО. Однако темпы роста цен для населения на отопление с 2005 по 2011 годы у нас ниже, чем и некоторых соседей.

Аргументация, мягко говоря, удивляет. Люди платят не за темпы роста тарифа, а за тариф как таковой. Важно и другое.

При расчётах темпов роста, как известно из арифметики начальной школы, многое зависит от эффекта низкой или высокой базы. Посмотрите, что происходит на практике.

В Нижегородской и Пензенской областях с 2005 по 2011 годы темпы роста цен на тепло почти одинаковы: у нас 243%, а у них — 246%. При этом у нас в 2005 году тарифная ставка была 11,03 рубля, а у них — 6,53 рубля. В 2011 году у нас 26,76 рублей, а у них — 16,05 рубля. Разница выросла больше чем в два раза. То есть, при одинаковых темпах роста из-за высокой базы отсчёта мы платим всё больше, чем в Пензе.

Ещё один вопрос — почему за базу берётся 2005 год. Если посмотреть тарифы на отопление в областях и республиках ПФО за 2003–2004 годы, то окажется, что Нижегородская область как раз в эти два года почти на 200% увеличила тарифы: с 5,82 рубля до 11,30 рубля. Мы тогда резко оторвались от всех соседей. И если брать темпы роста с 2003 по 2011 годы, то мы окажемся в абсолютных лидерах. Но у нас почему-то принято считать только последние годы…

А мы ведь гораздо раньше ушли от большей части бюджетных дотаций на тепло, как и от перекрёстного субсидирования, когда за население частично платит высокими тарифами промышленность.

Но чем тогда объяснить скачок цен на тепло в Нижегородской области в 2007–2008 годах? Тариф вдруг вырос с 14,61 рубля до 18,90 рублей. Почти на 30%. Хотя у наших соседей в этот период таких скачков не было. Там очень сильно повысили тарифы в период с 2008 по 2009 годы.

И мы тоже постарались от них не отстать: с 18,90 рубля до 21,85 рубля. Хотя в относительных цифрах меньше, чем в других регионах ПФО.

Никаких объяснений по этому поводу мы не слышали. У каждого субъекта своя история роста тарифов, которая не укладывается в общий тренд, зависящий, например, от роста цен на газ или на мазут. Все эти сравнения мало что дают. Кроме понимания, что тот, кто платит много, так и будет платить больше других. И это как раз Нижегородская область.

Хотя власти нам обещают: скоро по тарифам на тепло нас все соседи обгонят.

И вот такие примеры нам даже пытаются предъявить.

В правительственной пояснительной записке для депутатов Законодательного собрания Нижегородской области сообщается следующее: «В результате ликвидации существовавшего в Башкортостане перекрёстного субсидирования в тарифах на тепловую энергию цена за отопление увеличилась за 2010–2011 годы в 1,5 раза. Аналогичная ситуация с ростом тарифов за последние два года и в республике Татарстан».

Однако выясняется следующее. В Башкортостане за 2010–2011 годы тариф действительно увеличился в 1,5 раза, с 10,81 рубля до 15,83 рублей. В абсолютных цифрах на 5,02 рублей.

За те же годы в Нижегородской области темпы роста цен на тепло значительно ниже: где-то 30%. Но в абсолютных цифрах это составляет 4,91 рубля: с 21,85 рубля до 26,76 рубля. Это означает, что у нас тариф вырос точно так же, как и в Башкортостане.

Но там это вызвано отказом от перекрёстного субсидирования, фактически «революцией» в тарифах. А мы растём всего на 11 копеек за два года, что меньше, чем в Башкортостане, что называется, «на тихой волне».

И при этом правительство области утверждает, что в плане роста цен на тепловую энергию у нас чуть ли не полный штиль?

Нельзя сказать, что у правительства Нижегородской области нет никаких аргументов, кроме лукавых игр цифрами. Нам, например, говорят, что изначально высокие тарифы на тепло в Нижегородской области привели к созданию надёжной системы теплоснабжения.

У нас аварийность на теплотрассах падает, а у «соседей» растёт. Объясняется, что у нас лишь 30% тепловой энергии производится ТЭЦ, которые дают дешёвое тепло. У соседей этот процент выше. Они, мол, в нарушение законов дотируют жителей или поддерживают их через перекрёстное субсидирование, то есть нагружая промышленных потребителей.

Но возникает вопрос: если мы все виды поддержки жителей давно отменили и это уже зафиксировано в росте тарифов на тепло, то почему в абсолютных цифрах наши жители «нагружаются» ростом тарифов опять же больше соседей? Шесть лет, как минимум, выжимали деньги за тепло с нижегородцев по максимуму.

Нижегородцы заплатили за эти годы существенно больше всех по ПФО. И нет никаких намёков, что мы передадим кому-то лавры этого сомнительного лидерства. Любопытно, кстати, что даже инвесторов не привлёк наш «тарифный рай» в теплоснабжении.

Говорят, в областном Законо­дательном собрании создана рабочая группа по проблеме тарифов на тепло. Может быть, хотя бы депутаты будут смотреть на действующие тарифы, а не на абстрактные темпы роста, которыми оперирует правительство области?

Виктор Деменев