11-10-07

Общество

Потёртое седло не скрипит

Всегда удивляло стремление властей превратить Нижний Новгород в островок Европы — такой же чистенький, комфортный, культурный и вкусно поданный. А есть стойкое ощущение, что этого не будет. Просто потому, что для этого надо попробовать поработать не в отдельном кабинете и хотя бы регулярно посещать общественный транспорт и заодно рискнуть покататься по городу на велосипеде.

108-й мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг привнёс в муниципалитет спартанский стиль: отказался от личного кабинета и сидел в бывшем конференц-зале вместе с подчинёнными

Мэр Сан-Франциско, энергичный хозяйственник Гэвин Ньюсом, сделавший состояние на ресторанном бизнесе, заработал 80-процентный рейтинг поддержки горожан

Борис Джонсон, мэр Лондона: в костюмчике, крутит педали на велосипеде и болтает по телефону, то есть всем своим видом намеренно дискредитирует российских мэров как минимум

Европейское местное самоуправление для нас как полет на Луну без скафандра. Власти задохнутся там без подсоса административных инструментов, манипуляторов общественным мнением и прочего инструментария. Работать автономно наше местное самоуправление тоже не может, так как давно стало костылём, поддерживающим вертикаль власти в стране. Поэтому что такое местное самоуправление по-европейски, мы можем только наблюдать издалека. Так же, как за Луной. С лицевой стороны — чистенькие ухоженные городки с сохранением исторического наследия, а с обратной — такое, что нашим городским вождям может сниться только в страшных снах.

Видели фотографию мэра Лондона Бориса Джонсона, едущего на работу? Приятнейшее зрелище. В костюмчике такой, крутит педали на велосипеде и болтает по телефону. Всем своим видом намеренно дискредитирует российских мэров как минимум. Провокатор. Никаких синих проблесковых катафоток и трещёток-крякалок в заднем колесе. Можно, конечно, подумать, что велосипед золотой и просто покрашен чёрной краской, но это уже моветон. Более того, однажды тот же господин Джонсон, проезжая мимо на велосипеде, спас гражданку от напавших на неё уличных воришек. Его предшественник — Кен Ливингстон вообще принципиально пользовался общественным транспортом, запретил бесплатный въезд частным авто в центр мегаполиса.

…Если пересадить на велосипеды изобра­жающих единение с народом через ритуальные танцы на Дне города главу местного самоуправления Олега Сорокина или сити-менеджера Олега Кондрашова, далеко они не уедут. Возможно, единение с народом и тесный физический контакт начнутся ещё на подходе к припаркованным велосипедам. Народ у нас злой. Нетерпимый к холодным батареям, сосулям и мусору. Если господам мэрам удастся отъехать от велопарковки, то ведь ­горожане будут же ещё норовить облить из лужи на улицах с забитой ливневкой.

Конечно, главам российских cities, незачем ориентироваться на мэров Лондона и ещё целой кучи европейских городов, застигнутых фотографами на велосипедах и роликах по пути на работу. Вся эта демократия не для российских реалий. Помните стишок со строчкой «Ехали медведи на велосипеде»? Это же бывает только в сказке Чуковского, в цирке или на старте мининского велопробега. Наши «медведи» на велосипедах даже в булочную не ездят.

Тут на днях было опубликовано интересное такое сообщение, мол, по версии «ФедералПресс» в Нижнем Новгороде, глава МСУ Олег Сорокин — самый богатый городской чиновник. «ФП» проанализировало данные о доходах, опубликованные в 2010 году. Согласно им, господин Сорокин оказался на городском Олимпе личного благосостояния. Сумма его доходов составляет 589,79 млн рублей, полученных с 14 обществ с ограниченной ответственностью. Там же — список движимого и недвижимого: земельные участки, квартиры, дачи, весьма удачные образцы зарубежного автомобилестроения.

Возможно ли на цивилизованном Западе такое? Да легко! Например, настоящего героя Америки, мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, чья самоотверженная работа по ликвидации последствий нападения на город 11 сентября заслужила всеобщее уважение американцев, сменил Блумберг. Между прочим, мультимиллиардер, сделавший своё состояние на крупном бизнесе. Это вам не мелочь по карманам тырить. Майкл Блумберг стал ярким примером того, что громадное личное богатство ничуть не мешает быть хорошим и честным градоначальником. Он привнёс в нью-йоркский муниципалитет спартанский деловой стиль. Блумберг отказался от личного кабинета и сидел в огромном бывшем конференц-зале, разделённом на секции перегородками, вместе со своими подчинёнными. Интерьер этого офиса больше напоминает нью-йоркскую фондовую биржу, чем апартаменты градоначальника. «Стены — это барьеры, и моя цель — убрать их, — заявил Блумберг, став мэром. — Меня выбрали не для того, чтобы я хорошо смотрелся в опросах общественного мнения. Меня выбрали для того, чтобы я хорошо делал своё дело». Вот ведь какой, а! Тоже дискредитирует наших… Вот Олег Валентинович подарил с барского плеча компьютеры полицейским. Надеюсь, не «косынку» раскладывать и в «Сталкера» рубиться. Хорошее дело. А вот Блумберг, например, взял курс на снижение уровня преступности, сокращение дефицита бюджета и привнёс в работу мэрии беспрецедентную прозрачность. Надо нам это? Ещё бы.

А вот, смотрите: Нью-Йорк знаменит, прежде всего, Манхэттеном, но Блумберг уделил особое внимание развитию четырех других, менее богатых частей города. Мы тоже устали жить на обочинах города и жизни при непропорциональном развитии Нижегородского района.

А что у нас с Олегом Александровичем? Ему тоже можно подобрать образец для подражания. Ну, чтоб не разлучать наших дорогих, можно тоже в США. Вот, например, мэр Сан-Франциско Гэвин Ньюсом, сделавший состояние на ресторанном бизнесе. Подойдёт? Этот энергичный хозяйственник заработал 80-процентный рейтинг поддержки горожан: для Америки это небывалый показатель. Вспоминаем Вадима Евгеньевича с его 70%, вытираем скупую мужскую слезу.

Самым знаменитым проектом господина Ньюсома было использование социальных пособий, полагавшихся безработным, для строительства жилья. Мэр решил, что, вместо того, чтобы бессмысленно раздавать бездомным деньги, нужно на эти деньги построить им жильё. В результате глава города сумел сократить число бездомных в городе на 41%, а число смертей на улицах — на 40%. А ещё — всего за $48 в год — гарантировал медицинскую страховку каждому жителю города в возрасте до 25 лет. Кстати, его либеральный подход к сексменьшинствам тоже знаменит на весь мир — город стал столицей геев, но, будем надеяться, что мы до этого не дойдём. Мы всё же претендуем на звание столицы культурной, химической, логистической.

«Я первым признаю, что не знаю, что делаю», — любимая фраза Ньюсома. Жаль, но нижегородские городские власти вряд ли настолько зрелы, чтобы произнести её. Даже когда ремонт кабинета главы городской администрации обходится далеко не самому богатому бюджету в 2 млн рублей. За эти деньги можно купить квартирку в Нижнем Новгороде. Ну, понятно, у нас ведь не Нью-Йорк, посидеть с подчинёнными — это выше достоинства муниципального служащего. Также, как и ездить на велосипеде или тем более в общественном транспорте. И город в ужасе ждёт второй зимы, которую нам предстоит пережить под чутким руководством двух Олегов. Так же как их американские коллеги борются с последствиями постоянных ураганов и штормов, наши пытаются усмирить мирные снегопады. Интересно, этой зимой технику опять отдадут подряд на уборку столичному подрядчику, который в случае снегопадов выделит нам три трактора? Нас опять ждёт транспортный коллапс, сосули-убийцы и непролазные сугробы?

Пока Олег Александрович побеждает в рейтингах информационного упоминания и конкурсах завидных женихов, Олег Валентинович, как девелопер, по признанию бизнес-сообщества, занимает первую строку в списке инвестиционных рисков Нижнего Новгорода. Это вот по-нашему.

«Не существует инструкции о том, как надо быть мэром», — любимая фраза мэра Сан-Франциско. Но так как его популярность в городе достигла 80% и это без всякой «Единой России», то нашим было бы полезно инструкцию всё же заиметь. Слушайте, пусть пришлют! Чего они там на Западе всё время выпендриваются…

Денис Никифоров