11-10-07

Политика

Уровень непослушания поднялся

Нет более стреляных воробьев, чем нижегородские «единороссы». Их уже ничем и никем не испугать — они прошли всё. А теперь «медведи» замахнулись на инициативу своих лидеров о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища.

История борьбы Нижегородской области с инициативой о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища куда более длинная и старинная, чем история непослушания нижегородских «единороссов». Но и то, и другое — эпические, судьбоносные сюжеты из жизни региона.

Последствия поднятия воды в Волге в Нижегородской области всегда видели в чёрном цвете. От выхода на якобы проектные отметки берёт оторопь: будет подтоплен Дзержинск с его предприятиями химической промышленности, шламонакопителями и свалками, уйдут под воду огромные массивы земель — от 168 тысяч гектаров в Нижегородской области до половины (!) территории республики Марий Эл. Плюс некоторое количество сопутствующих мелочей — ухудшение качества воды, вымирание ряда видов растений и животных, вынужденное переселение тысяч людей, а также прощание с рядом архитектурных и культурных памятников… Хотя — учитывая отношение властей к подобным объектам — их утрата воистину стоит в конце списка рассматриваемых потерь. Контрольный гвоздь — затраты на минимизацию последствий. И ни один бюджет, включая федеральный, на такое разом не решится, ибо нужно 500 млрд рублей. При этом поднятие уровня Волги означает, что Нижегородской области не дадут федеральных денег на строительство северного обхода — плотины, которая тоже решала бы проблему судоходства мелеющей реки. Словом, одни неприятности.

Но взор региона обращается в сторону счастливых соседей-чувашей, которые действительно рады: их почти не подтопит, регион бедноват, энергетическое лобби сильно как никогда. И тогда наши разыгрывают последнюю карту — расчёты.

Ожидается, что пиковая мощность Чебоксарской станции возрастёт на 600 МВт, а среднегодовая выработка — на 1,4 млрд кВт·ч в год. Но можно сравнить: мощность только одного энергоблока современной АЭС с реакторами типа ВВЭР (PWR) — более 1 ГВт (1000 МВт), а среднегодовая выработка — порядка 8 млрд кВт·ч в год. В пригородах крупных европейских, американских и японских городов зачастую размещается несколько таких электростанций. При этом у АЭС, которую мы тоже хотим строить, в отличие от ГЭС, нет сезонного падения выработки электроэнергии. На этом «прочном» фундаменте появляется блестящий вывод: если Чебоксарскую ГЭС вывести на проектную мощность, это даст дополнительную выручку в размере 100–130 млрд руб. Но вы же помните, сколько это будет стоить бюджету? В пять раз больше. Так что битая какая-то карта получилась.

Дуэль нижегородских властей с энергетиками, понятное дело, имеет столько же шансов на успешный исход, как у Пушкина в схватке с Дантесом. И, собственно, выстрел уже прозвучал. Президент РФ Дмитрий Медведев уже отдал поручение завершить проектные работы в 2011 году, то есть даже на год раньше. ОАО «РусГидро» взяло под козырек и до конца этого года представит проект достройки Чебоксарского водохранилища. При этом пишет в официальных бумагах, мол, надеемся, «Нижегородская область начнёт оказывать содействие в данном вопросе и не поставит под угрозу сроки подготовки проектной документации». Надейтесь, ага. «Нижегородская область продолжит направлять замечания и предложения в проект по подъему уровня воды на Чебоксарском водохранилище»,?— говорит уже министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Небов.

Регион, тем временем, прилёг на кожаный диван и готов истечь слезами отчаяния от неосвоения так и не поступивших средств на северный обход и плотину. Остаётся только тренироваться протягивать руку ладошкой кверху и держать картонку с жалобным текстом в стиле: «Моего папу убили ниндзя, подайте на уроки кун-фу». Главное, чтобы поверили и дали денег.

И вот, под занавес трагедии, на подмостки выходит региональное отделение «Единой России». Интрига закручивается, как часовая пружина. Зная, как непопулярна тема подъёма уровня воды среди населения, «единороссы» умело работали с этой проблемой. И вот такая неприятность — лидер партийного списка поддерживает и даже ускоряет решение вопроса. Что делать? Кивнуть и встать в строй? Но тогда протестные голоса неравнодушных граждан соберут коммунисты, которые тоже давно выступали против. Продолжать противостояние? Но тогда речь уже идёт о партийной дисциплине, точнее её отсутствии. Пока было решено выбрать второй вариант.

То есть нижегородские «единороссы», видимо, повышают свою квалификацию. Противостояние между собой, дружба против секретаря регионального политсовета, мэра областного центра, ряда депутатов Госдумы и самого губернатора — пройденные этапы. Так же, как и зачисление в чёрный список региональных отделений. На кону — голоса недовольного электората.

Тема очень актуальная. «А далеко ли Красная армия?» «Красные» уже наступают на пятки, отжимают город за городом, район за районом. И соскочить с конька накануне выборов «единороссам» уже никак нельзя. Допинг, доступный правящей партии, уже помогает слабо — дозу административного ресурса надо постоянно увеличивать.

Поэтому входят «медведи» в выборную кампанию в несколько парадоксальном противостоянии с лидером собственного партийного списка. Поскорее бы уже 5 декабря, когда можно будет расслабиться и попробовать помириться с лидерами. Или, может быть, Нижегородская область стала полигоном по воспитанию бесстрашных партийцев, из которых только гвозди делать?

Денис Никифоров