11-10-14

Общество

Там, где стоял Великий Комбинатор…

…сегодня стоит синий забор

Недавно на Нижневолжской набережной состоялся пикет «Долой долгострой!» против затянувшегося строительства и реконструкции набережной. Пикетировали члены организации «Комитет гражданского самоуправления».

«Где наша набережная?»

Как объяснили организаторы, причиной пикета стало недовольство нижегородцев тем, что переформатирование Нижневолжской набережной затянулась на несколько лет. «Набережная — лицо города, традиционное место отдыха жителей Нижнего Новгорода, и мы не понимаем, почему строительство до сих пор не закончено, — пояснил ситуацию один из пикетчиков Ярослав Шихов. — Недавно представители строительной компании заявили, что смогут закончить долгострой в течение года. Непонятно, чем тогда компания занималась последние несколько лет». Участники акции разбирают секцию забора, чтобы продемонстрировать, чем занимаются строители в последний год перед сдачей объекта. Другие пикетчики держат плакаты с надписями «Долой долгострой!», «Где наша набережная?», «Не хочешь работать, иди домой».

Проблема действительно существует. Не первый год Нижний Новгород встречает туристов с теплоходов ржавой арматурой, строительным мусором, недостроенными бетонными коробками. Синий забор скрыл от нижегородцев Волгу, а от прибывающих в город по воде — одну из красивейших волжских набережных, сохранившую свой исторический облик нетронутым с ХIХ века. Забор перегородил путь к причалам. Люди с багажом, детьми, инвалиды с палочками, прежде чем попасть на суда пригородных линий или круизные теплоходы, вынуждены совершать километровые марш-броски вдоль ограждения.

«Чёрная метка» от мэрии?

Кроме неудобства пассажирам, затянувшееся строительство создаёт проблемы круизным компаниям. Прогулочный флот оказался практически отрезанным от горожан. Где искать прогулочные суда? За высоким забором их не разглядеть. По сути, заброшенная стройка не только не способствует развитию туризма в регионе, но и приносит туристическим компаниям ощутимые убытки. Проблемой заинтересовался даже министр транспорта России Игорь Левитин, во время недавнего визита в город задавший вопрос, почему проход к набережной ограждён синим забором? Министру ответили, что данный земельный участок находится в федеральной собственности, но с 2008 года на данной территории началось строительство торгово?развлекательного центра. По замыслу архитекторов и строителей, уже в 2009 году в районе Речного вокзала должен был появиться комплекс общей площадью 30,7 тысячи квадратных метров. С кафе и ресторанами, офисами, парковкой, интернет-клубами. Но из-за отсутствия денег стройку заморозили. Окончание строительства перенесли на 2010 год. Время прошло — забор по-прежнему на месте. Сейчас новым инвестором стала московская фирма «Стройинвестинжиниринг», представители которой обещают, что строительство закончится ко второму кварталу 2013-го года. Однако названные сроки, судя по всему, не устраивают мэрию Нижнего Новгорода. Как известно, 4 ноября 2012 года Нижний станет центром праздничных мероприятий по случаю 400?летия нижегородского ополчения. В город (в том числе и по Волге) приедут гости, а на набережной их встретит синий забор. Нехорошо как-то получается. Вот и посылают чиновники городской администрации молодёжь пикетировать строительство, ставшее бельмом на глазу у всех. Сложно сказать, насколько действенным окажутся эти сигналы для инвесторов. Возможно, они воспримут все эти предупреждения как назойливый писк комара, хотя, не исключён и вариант, что пикет оценят как серьёзную «чёрную метку» от мэрии. Зря два Олега сами не пришли попикетировать, чтобы показать, например, сколь велик их сов­местный вес и сила влияния в том городе, которым они… эээ… управляют.

А вообще, в очередной раз вспоминаются примеры из классики.

«Влево от пассажирских дебаркадеров…»

Вот какие: «Влево от пассажирских дебаркадеров Волжского государственного речного пароходства, под ­надписью «Чаль за кольца, решётку береги, стены не касайся» стоял великий комбинатор со своим другом и ближайшим помощником Кисой Воробьяниновым. Над пристанями хлопали флаги. Дым, курчавый, как цветная капуста, валил из пароходных труб».

Узнали? Начало 31-й главы великого романа начинается именно на том месте Нижневолжской набережной, где сейчас стоит синий забор. Если сверяться с текстом Ильфа и Петрова в 1927 году в Нижнем Новгороде происходила посадка на пароход «Скрябин», куда Остап Бендер завербовался в качестве «художника, окончившего ВХУТЕМАС».

«Пароход дал второй гудок. От страшных звуков сдвинулись облака. Солнце побагровело и свалилось за горизонт. В верхнем городе зажглись лампы и фонари. С рынка в Почаевском овраге донеслись хрипы граммофонов, состязавшихся перед последними покупателями». Узнаёте овраг, название которого Ильф и Петров слегка исказили? А если эти бессмертные сроки красиво подать туристам, приезжающим в Нижний?

Недавно прошла информация, что в Васильсурск и Космодемьянск борются за право быть прототипом Васюков, где состоялся «междупланетный шахматный конгресс».

Причём представители соседней республики Марий Эл под мифические Васюки уже вовсю подтягивают доверчивых туристов. В Нижнем Новгороде ничего и придумывать не надо, поскольку в романе место действия указано абсолютно точно — пароход отправлялся из Нижнего в Астрахань. В этой связи так и хочется спросить власть предержащих и примкнувших к ним инвесторов: «Куда вы смотрите?»

Герои «12 стульев», мечтающие попасть на пароход «Скрябин», поданные в привлекательной туристической оболочке вполне могли бы стать изюминкой всей Рождественской слободы.

Сергей Анисимов