11-10-21

Политика

С Рапотой опять прощаются

Вновь провожают с поста Полномочного представителя президента в Приволжском Федеральном округе Григория Рапоту. Он давно преодолел 65-летний барьер, который является предельным для госслужащего. Поэтому на этот раз Рапоте, казалось бы, не устоять. Но именно сейчас уходить Григорию Алексеевичу явно не время.

Григорий Рапота — это третий полпред в ПФО. После Сергея Кириенко и Александра Коновалова. Кириенко назначили исходя из того, что это известный политик, всегда готовый решать сложные задачи. Он должен был выстроить перед Кремлём — под флагом лояльности — глав республик и областей Приволжья. Одной из задач считалась юридическая — необходимо было привести в соответствие с федеральным законодательством правила жизни в субъектах РФ.

У Коновалова была уже другая миссия — сохранить спокойную ситуацию в Приволжье. Он был «человеком Дмитрия Медведева», как раз в 2005–2006 годах Дмитрию Анатольевичу дали право на свою квоту в органах власти. Будущий президент, бывший тогда главой администрации Владимира Путина, тогда воспользовался этим правом. И Коновалов должен был дорасти в ПФО до большой федеральной должности. Тут он набирался опыта и главным было не «спалиться».

Молодому Коновалову на смену пришел многоопытный Григорий Рапота. Скорее всего, между Коноваловым и Шанцевым в силу разницы и в возрасте, и в менталитете была дистанция. Поэтому следующего, третьего, полпреда, видимо, подбирали «под губернатора Валерия Шанцева». Они практически ровесники — Рапота чуть старше. Третий полпред не амбициозен, почти не публичен, спокоен, осторожен и многоопытен.

Губернатору Шанцеву с Рапотой повезло. Тот тихо, но последовательно и твёрдо поддерживал Валерия Павлиновича. Как-то в Интернете появилась информация, что полпред и губернатор договорились о действиях против тогдашнего мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова.

Там сообщалось, что между губернаторскими и полпредовскими таскают «чемоданы», они договариваются о должностях.

Что касается должностей, то в дальнейшем это подтвердилось. Шанцев и Рапота действовали заодно против Булавинова. Но при этом у них было разделение ролей. Шанцев выдвигал Олега Кондрашова, а Рапота — Олега Сорокина. В этом плане «двуглавая система» всех устроила. Кондрашов стал главой администрации Нижнего Новгорода, а Сорокин — главой МСУ.

В итоге один из замов Рапоты Валерий Шнякин стал сенатором от правительства области. После этого всё стало ясно.

Не исключено, что Рапота до сих пор в должности полпреда из-за поддержки Шанцева. Мол, полпред президента обеспечил политическую стабильность в Нижегородской области. И сейчас любая замена может сломать то, что формировалось не один год. Пусть система, которую создавал в том числе и Рапота, затвердеет.

Отмечу, что Рапоте, в отличие от Кириенко и Коновалова, ставились не столько политические, сколько иные функциональные задачи. Говорили, что он должен был взбодрить «оборонку» в ПФО. В этой сфере в военно-промышленном комплексе задачу полпред не решил. По крайней мере, в Нижегородской области.

Надо отметить, что Григорий Рапота достаточно активен до сих пор. Некоторые эксперты считают, что в администрации Нижнего Новгорода иной раз креатуры полпредства получают должности. Примером тут является назначение директором департамента жилищной политики Синицына из Волгограда.

Вообще, самым отрицательным моментом в деятельности Рапоты стало, наверное, то, что в его аппарате оказалось слишком много «понаехавших». Нынешний полпред Дмитрия Медведева даже нагнал страху на нижегородцев: если Рапоту уберут, то новый «смотрящий президента ещё толпу своих привезёт?

Понятно, что уход Григория Рапоты не станет потрясением. 99,99% нижегородцев и не заметят его исчезновения. Но если эту замену проводить политически корректно, то надо ждать мая 2012-го: Медведев уходит, а значит ему переназначать полпреда в ПФО не совсем верно. Даже если у них с Путиным все позиции по этому вопросу согласованы.

Оптимально было бы, чтобы следующий президент изначально чётко и ясно обозначил свою позицию в ­отношении федеральных округов. Какие задачи ­перед президентскими «смотрящими» будут поставлены на перспективу. Исходя из этого и следует проводить кадровые назначения. Тогда станет ясно: нужны на этих должностях разведчики или военные, юристы или экономисты, политики или крепкие хозяйственники? Возможно, в должности полпреда президента будут обкатываться будущие губернаторы «столиц» федеральных округов.

Хотелось бы какой-то логики в решениях, в том числе кадровых. Пока ничего подобного мы не видели, за исключением единичных случаев. Вот, например, через полпредства готовить «преемников» в ключевых субъектах Федерации. Человек, изучив опыт в десятке регионов, мог бы подготовить свою программу действий. В полпредстве подготовить свою команду, которая бы насытилась информацией. Были бы наработаны связи в администрации президента, в правительстве РФ. У нас же обычно делается всё с позиций Москвы, а не с позиций федеральных округов или их «столиц».

Как-то прозвучало, что Валерий Шанцев и в 2020 году будет работать губернатором Нижегородской области. Это хорошо. Но хотелось бы посмотреть и на возможные альтернативы. Например, в обойме остался экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов или нет? Вот и назначили бы его следующим полпредом в ПФО. А то полпредства превратились в богадельни для «своих». Пользы — ноль, интриг — вагон, амбиции — выше крыши.

Виктор Деменев