№121 (1824), 28.10.2011

Спорт

Держимся на энтузиазме

Основой здоровья является бег, но для его популяризации в Нижегородской области очень недостает поддержки «сверху». Об этом говорит большой спортивный энтузиаст Геннадий ТЕРЕНТЬЕВ.?Именно он основал КЛБ «Сормович» (по «возрасту» третий в стране), он же возглавляет Нижегородскую ассоциацию любителей бега. В сентябре Геннадий Петрович отметил 72-летие, однако, несмотря на это, в планах у него — ещё не раз преодолеть марафон.

-Ещё будучи школьником, я побеждал в первенстве Республики Коми по лёгкой атлетике, специализируясь на прыжках — в длину и тройном, — рассказывает доцент кафедры металлоконструкций Нижегородского архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук Геннадий Петрович Терентьев. — Занимался гимнастикой, стрельбой, акробатикой, лыжными гонками, неплохо играл в шахматы. Между прочим, на лыжах бегал вместе с Эдуардом Росселем, который потом много лет был губернатором Свердловской области. Жили мы в поселке Водном Ухтинского района, учились в одном классе. Россель ведь борчанин, а из-за того, что родителей репрессировали, он скитался по детским домам — так и оказался на Севере. Сразу скажу, что потом моим одноклассником был уроженец Ухты Юрий Климов — олимпийский чемпион 1976 года по гандболу, позднее работавший тренером сборной СССР. Он живёт в Москве, мы и сейчас общаемся.

Со временем я полюбил бадминтон, настольный теннис, многоборье ГТО (теперь полиатлон) — в этих видах спорта достиг первого разряда. Становился лучшим среди многоборцев города. Здесь окончил политех, встретил будущую супругу, а поработав по распределению в Туле, вернулся сюда насовсем — 1 января 1969 года.

В том же году советское издательство «Физкультура и спорт» выпустило книгу новозеландца Гарта Гилмора «Бег ради жизни». На меня она произвела сильное впечатление. И 14 сентября, в день своего 30?летия, я решил по-настоящему заняться бегом. Потом стал подключать знакомых, коллег по работе. В итоге в 1972 году по моей инициативе был создан КЛБ «Сормович» — третий в СССР. Первый клуб любителей бега открылся тремя годами раньше в Ленинграде, второй был основан в Москве.

После «Сормовича» в нашей области появились другие клубы: заволжский «Олень», автозаводская «Эмка», ­саровский «Кенгуру» (теперешний «Марс»)… В 1982 году все организации вошли в областной совет клубов любителей бега, через десять лет ставший ассоциацией. С того момента и до сих пор я возглавляю это объединение. Под нашей эгидой в разных городах области ежегодно проводится полтора десятка пробегов и больше. Так, 9 октября прошёл старейший Сормовский пробег — 32?й по счёту, борьба шла на дистанциях 5, 10 и 20 километров. Особо отмечу марафон «Малый Китеж», собирающий спортсменов из многих российских регионов и даже из дальнего зарубежья. В этом году он состоялся в Городце, где есть КЛБ «Сайгак», в десятый раз. Но к сожалению, это единственный марафон на нижегородчине. Соревнования на «королевской дистанции» 42 195 метров раньше проходили и у нас, но местным властям они оказались не нужны. Хотя это прекрасный способ популяризовать бег.

Бегу вообще недостаёт внимания со стороны властей. В основном всё держится на энтузиазме кучки людей, таких, как нижегородец Лев Лосев, ­заволжанин Владимир Пустеленин, городчанин Вячеслав Бобров, саровчанин Вячеслав Линник. Чтобы достать призы для лауреатов соревнований, часто приходится искать спонсоров, а то и вкладывать собственные деньги. Иногда руки опускаются — так бывает тяжело.

Соревнований за моими плечами — множество. Вспоминаю, например, Сормовские олимпийские игры 1982 года, на которых пробежал 10 километров за 38 минут 20 секунд. В 55?летнем возрасте выиграл в своей группе пробег от поселка Водный до Ухты. 25 километров покорились тогда за 1 час 40 минут 17 секунд, то есть на один километр я затрачивал четыре минуты — неплохой результат. Участвовал и в длительных пробегах. Были маршруты Ленинград — Выборг (200 км за три дня), Владимир — Горький, Киров — Горький, Волгоград — Саров, Курск — Саров, Ухта — Москва, Ухта — Берлин и другие.

Но особняком для меня стоят марафоны. Расстояние 42 километра 195 метров я отмерил 69 раз. Выступал на марафонах в Ашхабаде, Ереване, Кишиневе, Ташкенте, Мурманске, Хельсинки, Берлине, Гамбурге, Флоренции, Амстердаме, Белграде, в черногорской столице Подгорице. Дважды был третьим на марафоне в Тархауте, что под Брюсселем. Своё лучшее время показал в 1981 году на соревнованиях в подмосковном Калининграде (ныне Королёв) — 2 часа 54 минуты. Надеюсь ещё не раз преодолеть королевскую дистанцию.

Мне повезло в том, что достались хорошие гены. 16 лет назад мой отец, участник ВОВ и советско-финской войн, выступал в пробеге Ухта — Берлин. Ему тогда был 81 год, бежали мы 40 дней. До 86 лет он участвовал в соревнованиях по лыжным гонкам. Умер отец год назад в 96-летнем возрасте. Я считаю, его долголетию способствовало то, что он никогда не пил, не курил. И конечно, дружил со спортом.

Сам я хочу прожить до 120. Верю, что в этом помогут бег и плавание в ледяной воде. «Морж» я страстный, и в родном КЛБ у меня много единомышленников. Наступят холода — обязательно будем совмещать бег с моржеванием. Есть здесь особая прелесть.

Ренат Асхатов